Древняя раковина позволила измерить сутки мелового периода — Naked Science
10.03.2020

Древняя раковина позволила измерить сутки мелового периода

5.4

Великолепный образец раковины вымершего двустворчатого моллюска показал, что в позднем меловом периоде сутки были на полчаса короче.

Раковина Torreites sanchezi
Раковина Torreites sanchezi / ©AGU

Гравитация Луны стабилизирует и замедляет вращение нашей планеты, и в далеком прошлом сутки были заметно короче. Это удается проследить, в частности, по срезам раковин древних моллюсков. Подобно год за годом нарастающим кольцам деревьев, эти раковины сохранили слои, образовывавшиеся в течение дня и ночи, и их можно рассмотреть под микроскопом.

Однако команда бельгийских ученых во главе с Нильсом ДеВинтером (Niels de Winter) из Брюссельского свободного университета нашла новый, более точный метод. В статье, опубликованной в журнале Paleoceanography and Paleoclimatology, исследователи описывают химический анализ раковины, позволивший точнее отследить каждый из ее «суточных» слоев.

Сам образец датирован поздним меловым периодом — примерно 70 миллионов лет назад — и был найден на территории современного Омана, где тогда плескалось теплое мелководье. Судя по новым оценкам, сутки в ту эпоху длились 23,5 часа, а за год (те же 8760 часов, что и сегодня) Земля успевала сделать 372 оборота вокруг своей оси, а не 365.

Нильс ДеВинтер и его коллеги изучили раковину Torreites sanchezi — представителя вымершей группы двустворчатых рудистов. Эти моллюски отличались толстыми несимметричными створками раковины, одной стороной которой они прикреплялись к опоре, — предполагается, что в древних морях они играли примерно ту же роль, что и современные кораллы.

На срезе раковины Torreites sanchezi видны сезонные и суточные слои / ©AGU

Новый анализ показал, что такая параллель совершенно обоснованна. Авторы выяснили, что моллюск прожил около девяти лет и ежедневно наращивал раковину примерно на 40 нанометров в толщину. Львиная доля этого роста приходилась на светлое время суток, тогда как выраженных сезонных вариаций ученые не заметили.

По-видимому, это указывает на зависимость рудисты от фотосинтеза, а поскольку сама она на такое не способна — ученые делают вывод о том, что T. sanchezi могли вступать во взаимозависимые симбиотические отношения с водорослями, как это происходит у современных коралловых полипов.