23.10.2019
София Жаботинская
19 510

Древний «монстр Талли» оказался не тем, за кого его принимали ученые

Ученые пересмотрели свою точку зрения на родственные связи ископаемого существа Tullimonstrum, жившего на территории нынешнего Иллинойса более 300 миллионов лет назад.

Примерно так, по мнению ученых, мог бы выглядеть «монстр Талли» / ©
Примерно так, по мнению ученых, мог бы выглядеть «монстр Талли» / © Sean McMahon, Yale University

Исследователи из Ирландии, США и Японии обнаружили, что «монстра Талли», названного в честь своего первооткрывателя, могли напрасно отнести к позвоночным. Статью об этом авторы выпустили в издании Proceedings of the Royal Society B.

Три года назад ученые отнесли его к хордовым, предположив, что он родственен миногам. Определение делалось на основе изучения особенностей глаз древнего животного. В них обнаружили признаки присутствия меланосом. Это микроскопические органеллы, содержащие пигмент (меланин). Они связываются с металлами, например цинком и медью. Считалось, что структуры распределения меланосом в тканях глаз специфичны только для позвоночных, поэтому предыдущая команда ученых, обнаружив их у «монстра», так его классифицировала.

Авторы новой работы предположили, что беспозвоночные тоже могут быть не обделены меланосомами. Они проанализировали глаза современных беспозвоночных, имеющих сложный зрительный аппарат, таких как обыкновенный осьминог (Octopus vulgaris) и европейский кальмар (Loligo vulgaris). Оказалось, что эти органеллы присутствуют и у них, однако отличаются, в связи с особенностями беспозвоночных.  Меланосомы у позвоночных содержат более высокие концентрации цинка, а у изученных командой осьминогов и кальмаров основным металлом, связанным с этими структурами, оказалась медь.

Это неудивительно: кровь и другие жидкости этих животных существенно отличается по составу от нашей, или от крови других — позвоночных — обитателей глубин. Если у нас переносом кислорода в ткани заведует железосодержащий гемоглобин, то у осьминога его аналог — основанный на меди гемоцианин.

Структура глаза головоногих (а) и позвоночных (b), а также гистологические срезы и электронные микрофотографии глаз кальмаров-лолиго, осьминогов, каракатиц и миног (c) / © Rogers, Astrop, Webb et al., Proceedings of the Royal Society B, 2019

Авторы выяснили, что такая разница в металле меланосом видна не только при сравнении современных видов. Исследователи проанализировали ископаемый образец глаза «монстра Талли», найденный в Мэйзон-Крик, штат Иллинойс. Ученые также сравнили металлы меланосом Tullimonstrum с металлами меланосом его современников-позвоночных, найденных в тех же породах и в той же местности, чтобы исключить какие-то случайные аномалии. Оказалось, что ископаемые меланосомы из глаз Tullimonstrum содержат мало цинка и много меди по сравнению с меланосомами этих окаменелостей позвоночных.

Сведенные воедино, результаты показывают, что «монстр Талли» с высокой вероятностью мог быть беспозвоночным. Исследователи предполагают, что подобные методы анализа помогут ученым классифицировать другие загадочные существа из прошлого.

Осьминоги и раньше удивляли ученых: например, не так давно выяснилось, что их щупальца самостоятельно принимают решения, а родословную этих морских обитателей порой пытаются вывести от пришельцев.