Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
16.06.2021
11 621

Ботаники обнаружили новый орган растений

4.8

При определенных внешних условиях растения резуховидки Таля могут отращивать новый необычный орган — «кантиль».

©BlueRiderKittes, Flickr

Наряду с мышами и дрозофилами растения резуховидки Таля выступают популярными модельными организмами в генетике, биологии и физиологии. За долгие годы их исследовали, казалось бы, вдоль и поперек. Ученые рассмотрели внутреннюю структуру их клеточных органелл и даже передачу света до подземной части растений.

Тем удивительнее, что только теперь ботаники заметили у резуховидок орган, о существовании которого прежде не упоминалось. Впрочем, развивается он не у всех растений и лишь в определенных условиях. Об этом Тимоти Гукин (Timothy Gookin) и Сара Ассманн (Sarah Assmann) пишут в новой статье, опубликованной в журнале Development. Авторы назвали это образование «кантилем» (cantil), от английского слова cantilever — консольная балка, горизонтально выступающая из строения и закрепленная одним концом.

©Gookin, Assmann, 2021

«Кантиль» действительно ответвляется от основного стебля практически перпендикулярно. Впервые заметив его, ученые подумали, что имеют дело со случайной мутацией или результатом болезни. Лишь многолетние наблюдения и эксперименты показали, что это полноценный орган растения, появление которого запускает задержка цветения. Резуховидка Таля — родственник капусты, и сигналом этому ей служит удлинение периода светлого времени суток. Если растение полностью приготовилось к цветению раньше срока, то может продолжить рост, выбросив горизонтальный «кантиль».

Видимо, поэтому ученые так долго и не замечали его существование. В лаборатории, под искусственным освещением, резуховидки растут в особом режиме, условия для образования этого органа практически не появляются. Неизвестно, есть ли аналогичные «кантили» у других растений, как и то, какую функцию выполняют такие горизонтальные отростки.