25.01.2023
Александра Медведева
1 696

Лабораторные эксперименты подтвердили, что бактерии поглощают и переваривают пластик

4.5

В серии экспериментов голландские микробиологи показали, что бактерии Rhodococcus ruber могут поглощать частички пластика и разлагать их на углекислый газ и другие безвредные вещества. Это открытие не избавляет нас от проблемы пластикового загрязнения, однако может отвечать на вопрос о том, куда исчезает некоторая часть пластиковых отходов из океана.

Частицы микропластика
Частицы микропластика/ © Flickr / Автор: Дмитрий Жуков

Ученые из Королевского института морских исследований (Нидерланды) показали, что бактерии Rhodococcus ruber способны поглощать и полностью переваривать пластик. Исследователи провели лабораторный эксперимент, в котором продемонстрировали, как эти бактерии расщепляют доступный им пластик на углекислый газ (CO2) и другие безвредные вещества. Результаты работы представлены в журнале Marine Pollution Bulletin.

Специально для экспериментов авторы изготовили пластик, содержащий изотоп углерод-13 (который в ходе эксперимента послужил им маркером). Когда они поместили этот пластик в морскую воду с R. ruber и осветили ультрафиолетом, то увидели, что углерод-13 появился над поверхностью воды в составе углекислого газа. Освещение ультрафиолетом было необходимо, ведь солнечный свет частично разрушает пластик на мелкие кусочки, которые могут «проглотить» бактерии.

Ранее было известно, что R. ruber в природе может образовывать так называемую биопленку на поверхности пластика, а пластик постепенно растворяется под этой биопленкой. Но ученые впервые продемонстрировали, что бактерии способны переваривать пластик.

По оценкам авторов работы, бактерии могут за год расщепить до 1,2% пластика, изначальное содержание которого составляло 22.2 мг/л. Однако этот показатель может быть занижен, поскольку ученые измеряли количество углерода-13 только в углекислом газе, но не в других продуктах разложения пластика.

По мнению исследователей, бактерии, переваривающие пластик, не смогут решить масштабную проблему пластикового загрязнения океанов. Тем не менее новая работа предоставляет фрагмент нерешенной головоломки о том, куда девается часть пластика, поступившего в мировой океан: попытки проследить путь всех отходов, попадающих в океан, свидетельствуют о том, что судьба части пластика остается неизвестной. Теперь ученые планируют подсчитать, сколько пластика в океане действительно разлагается бактериями.