01.04.2023
4 642

Взрыв космической «Коровы» оказался не сферическим

4.8

У загадочной вспышки AT2018cow, которая разгоралась намного быстрее и ярче любой сверхновой, нашли еще одну странную особенность. В отличие от всех аналогичных космических взрывов, этот расширялся не симметричной сферой, а был сильно уплощен.

©Philip Drury, University of Sheffield / Автор: Дмитрий Жуков

В 2018 году в далекой галактике, расположенной почти в 200 миллионах световых лет от нас, была замечена необычно яркая вспышка. Она оказалась на порядок ярче и усиливалась намного быстрее обычных сверхновых, к тому же отличалась необычным спектром, смещенным в синюю область. Событие получило название AT2018cow, или просто Корова (англ. cow), и с тех пор астрономы обнаружили еще несколько аналогичных вспышек, которые продолжили называть с отсылками к различным животным. Природа таких быстрых синих оптических транзиентов (FBOT — Fast Blue Optical Transient) остается неизвестной.

Новая работа ученых из британского Шеффилдского университета раскрыла еще одну странность транзиента AT2018cow. В отличие от «нормального» взрыва, фронт которого должен расширяться более или менее сферически, этот оказался сильно сплющен. Возможно, такая особенность позволит наконец разобраться, что представляют собой FBOT. Статья Джастина Монда (Justyn Maund) и его коллег опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Астрономы использовали данные двухметрового телескопа Liverpool, работающего на Канарских островах. Инструмент наблюдал за Коровой AT2018cow несколько дней после появления и сумел зарегистрировать поляризацию исходящего от нее излучения. Поляризация позволила реконструировать трехмерную форму далекого взрыва и показала, что она весьма далека от сферической, но сильно уплощена.

«Мы никогда не думали, что взрывы могут быть такими не сферическими, — сказал Джастин Монд. — Этому можно дать несколько объяснений: возможно, звезды создают плоский диск еще до того, как взорваться, или же это — несостоявшиеся сверхновые, в которых коллапсирующее ядро звезды быстро превращается в черную дыру либо нейтронную звезду, поглощающую остатки звезды».