8 января
28 069

Астрономы впервые проследили за гибелью красного сверхгиганта

5.2

Уникальные наблюдения показали, что звезды могут переживать глубокие внутренние изменения, выбрасывая вспышки излучения и вещества, прежде чем окончательно взрываться сверхновыми.

©Adam Makarenko, W.M. Keck Observatory

Красные сверхгиганты — самые большие из звезд. Их существование заканчивается взрывом сверхновой II типа, оставляющим после себя лишь черную дыру или нейтронную звезду. Одна из таких вспышек была замечена на небе 16 сентября 2020 года. Но, в отличие от предыдущих, за звездой — предшественницей сверхновой SN 2020tlf следили. К тому времени телескопы гавайской Обсерватории Кека наблюдали за красным сверхгигантом уже на протяжении 130 дней, словно за «тикающей бомбой», готовой взорваться в любой момент.

Сама звезда располагалась в 120 миллионах световых лет, в галактике NGC 5731, и имела массу примерно в 10-12 солнечных. Прежде считалось, что переход к сверхновой происходит сравнительно спокойно, и прошлые данные не обнаруживали никаких резких изменений, которые предшествовали бы взрыву. Однако новые наблюдения показали, что по крайней мере некоторые из красных сверхгигантов переживают глубокие структурные изменения перед тем, как вспыхнуть сверхновыми. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal.

Находка была сделана в рамках обзора Young Supernova Experiment, с использованием телескопов Pan-STARRS и W. M. Keck. Еще за месяцы до вспышки сверхновой SN 2020tlf они зафиксировали экстремальные события, которые сопровождали переход звезды к взрыву: мощные вспышки излучения и выбросы вещества в окружающее газопылевое облако. «Мы никогда не замечали такой интенсивной активности у гибнущего красного сверхгиганта, — отметила Рафаэлла Маргутти (Raffaella Margutti), одна из авторов новой работы, — а теперь увидели и яркие выбросы, и коллапс, и вспышку».

Резкие изменения, которые претерпела эта звезда накануне гибели, свидетельствуют о серьезных внутренних изменениях, предшествовавших окончательному взрыву. «Обнаружение новых событий, подобных SN 2020tlf, существенно повлияет на наши представления о последних месяцах звездной эволюции, — добавили авторы работы, — и объединят теоретиков и наблюдателей в поисках ответа на вопрос о том, что именно происходит с красными сверхгигантами накануне гибели».

12 января