У соседней звезды обнаружили планету-суперземлю — Naked Science

У соседней звезды обнаружили планету-суперземлю

Возле ближайшей к нам одиночной звезды Барнарда астрономы открыли планету — в несколько раз крупнее Земли и покрытую льдом.

barnard0

Звезда Барнарда — тусклый и старый красный карлик, открытый лишь 100 лет назад, который не привлек бы много внимания, если бы не находился всего в шести световых годах от Земли. Это ближайшая к нам одиночная звезда, ближе находится лишь тройная система альфы Центавра, поэтому астрономы изучают ее довольно активно и начиная с 1960-х пытаются выяснить, есть ли у нее планеты — возможные цели будущих межзвездных миссий.

Этот поиск принес результаты лишь теперь: в журнале Nature опубликована статья, авторы которой сообщают об открытии у звезды Барнарда экзопланеты — суперземли GJ 699 b. Масса ее оценивается в 3,2 массы Земли, а полный годовой оборот по орбите она совершает за 230 суток. Планета находится на дальней границе «зоны обитаемости» красного карлика, и ее поверхность, скорее всего, покрыта льдами.

Для проведения наблюдений большая международная команда ученых, работавшая во главе с испанским астрофизиком Игнаси Рибасом (Ignasi Ribas), использовала спектрометр HIRES расположенной в Гавайях обсерватории W. M. Keck. В течение 16 лет было проведено около 260 точнейших измерений движения звезды Барнарда, кроме того, к ним присовокупили измерения, полученные телескопами еще трех обсерваторий (ESO, Лас-Кампанас и Ликской).

Ледяная поверхность суперземли GJ 699 b под оранжевым светом тусклой звезды: взгляд художника / ©ESO, M. Kornmesser

Дело в том, что звезда Барнарда движется по небосклону быстрее любой другой (не считая Солнца), что сильно затрудняет ее исследования. Однако большой массив собранных данных (всего более 770 измерений) дал достаточно точные цифры, указавшие на колебания звезды Барнарда, вызванные регулярным обращением вокруг нее массивного тела. Дополнительные наблюдения подтвердили существование экзопланеты.

Сравнение расстояний от Солнца до ближайших звезд / ©IEEC, Science-Wave, Guillem Ramisa

Наблюдения за звездой Барнарда продолжают и специалисты, и поклонники астрономии во всем мире. Уже можно уверенно сказать, что у ближайшей к нам одиночной звезды крупных планет — газовых гигантов — не имеется. Однако GJ 699 b может быть не единственной — и у нее есть соседки примерно с Землю величиной или даже меньше.