28.09.2020
2 570

4.8

Ученые из Великобритании пришли к выводу, что в последние пару тысяч лет вулканическая активность сыграла более значимую роль в естественных изменениях температуры, чем считалось ранее. Вероятно, это повлияло и на ход истории.

Выяснилось, что вулканы сыграли большую роль в изменениях температуры за последние 2000 лет / ©get.wallhere.com

Работа опубликована в журнале Dendrochronologia. При извержении вулканы выбрасывают в воздух пепел и серу, которые достигают стратосферы и буквально закрывают собой солнечный свет. Это приводит к более прохладным периодам и сокращению вегетации растений, а значит, и урожая. Зато, когда крупных извержений не происходит, температура на планете повышается.

Исследователи из Кембриджского университета (Великобритания) проанализировали более 9000 образцов живых и мертвых деревьев, а также ледяные керны, получив таким образом сведения о летних температурах в Северной Америке и Евразии начиная с I века нашей эры. Выявив самые холодные и теплые периоды, они сравнили их с информацией о наиболее крупных извержениях вулканов и хронологией значимых исторических событий.

Похожие предыдущие исследования, по словам авторов статьи, не могли показать полную картину о происходившем за последние две тысячи лет, поскольку анализировали в основном годовые кольца деревьев относительно недавнего времени. В итоге ученые выяснили, что вулканическая деятельность сыграла заметную роль в изменениях температуры. Однако они подчеркивают, что это не означает, будто человек не оказывает влияния на глобальное потепление.

Есть мнение, что воздействие вулканических выбросов несильно влияет на продолжительное изменение температуры, о чем свидетельствуют некоторые климатические модели. «Но если вы посмотрите на совокупный эффект за целое столетие, то он может быть намного продолжительнее, чем принято считать, — говорит один из авторов исследования, профессор Кембриджского университета Ульф Бюнтген. — Отчасти мы можем объяснить теплые периоды в течение III, X и XI веков сравнительным отсутствием извержений».

Так, ученые пришли к выводу, что летние температуры в 280-х, 990-х и 1020-х годах, когда вулканическое извержение было низким, сопоставимы с современными — до 2010 года. А самая низкая температурная аномалия в июне-августе 536 года определяет наступление позднего античного малого ледникового периода.

Конечно, ученые не исключают, что на исторический процесс влияют и другие факторы — политические, экономические и культурные, — тем не менее крупные извержения, по их мнению, также могли сыграть в этом большую роль, поскольку приводили к неурожаям и, как следствие, к голоду, болезням и социально-политическим конфликтам. Продолжительные теплые периоды примерно совпадали с годами процветания большей части Европы и Восточной Азии, а вот холодные времена, вызванные вулканической активностью, провоцировали голод, вспышки чумы и политические потрясения.