03.11.2021
4 568

Над пустыней Атакама 12 тысяч лет назад взорвалась комета

5.2

К такому выводу пришли геологи из США. Катастрофа привела к тому, что в пустыне местами расплавился песок и образовалась стеклянная порода.

75-километровый участок отложений темного силикатного стекла в пустыне Атакама на севере Чили / ©phys.org

Работа опубликована в журнале Geology. Жители поселения Пика в пустыне Атакама в Чили издавна находили там куски стекла диаметров до 50 сантиметров темно-зеленого и черного цветов, разбросанные по полосе длиной около 75 километров. Ученые из Департамента наук о Земле, университетов Брауновского (США) и Санта-Томаса (Чили) изучили эти образцы, а также проанализировали их распределение на местности. В результате они обнаружили в составе силикатов крошечные фрагменты минералов, характерные для метеоритов и других объектов внеземного происхождения.

Кроме того, выяснилось, что эти фрагменты по составу похожи на минералы кометы 81Р/Вильда, доставленные на Землю миссией Stardust в 2004 году. Исследователи пришли к выводу, что частички минералов в силикатном стекле, вероятно, и есть остатки кометы, схожей по составу с 81Р/Вильда. По их мнению, примерно 12 тысяч лет назад «незваная гостья» взорвалась над пустыней Атакама, а ее осколки рассыпались по песку, расплавив его и образовав стеклянный минерал.

«Впервые мы видим надежные доказательства того, что стекло на нашей планете создано тепловым излучением и раскаленными потоками воздуха от болида, взорвавшегося непосредственно над Землей. Чтобы оказать настолько сильное воздействие на такую большую площадь, это должен был быть действительно мощный взрыв, не идущий ни в какое сравнение с обычными взрывами метеоров», — заявил профессор Брауновского университета Пете Шульц.

Почему ученые не выдвинули менее экзотическую версию происхождения стекла, ведь оно могло образоваться, например, в результате вулканической деятельности? В первую очередь из-за того, что в стекле обнаружены минералы внеземного происхождения. А еще потому что, по крайней мере, часть из этих кусков стекла, судя по его структуре, сформировалось в процессе масштабной катастрофы, так как оно скручено и смято.

Это говорит о том, что фрагменты были выброшены на большое расстояние. Поэтому версия лесного пожара тоже исключена (пустыня Атакама не всегда была безжизненной — когда-то там текли реки и буйствовала растительность). Минералы циркона, обнаруженные в стекле, частично превратились в бадделеит — простой оксид циркония.

Это возможно при температуре свыше 1600 градусов Цельсия, что, опять же, исключает любой пожар. Время взрыва кометы совпадает с периодом исчезновения из этой местности крупных млекопитающих. Однако для окончательных выводов о точной дате катаклизма и причинно-следственных связях между вымиранием животных и взрывом нужны дополнительные исследования.