Эксперименты показали возможность сохранения соленых жидкостей на Марсе

Эксперименты показали возможность сохранения соленых жидкостей на Марсе

4.9

Воспроизведя марсианские условия в лаборатории, ученые продемонстрировали, что высококонцентрированные растворы могут сохраняться у поверхности в жидкой фазе — но все равно не подходят для жизни.

При крайне разреженной атмосфере и крайне низких температурах на поверхности Марса вода не может оставаться жидкостью. Однако высококонцентрированные растворы солей (рапы) вполне способны сохранять жидкую форму — если не постоянно, то по крайней мере в течение некоторых теплых периодов. Марсоходы обнаруживают возможные следы таких полустабильных «водоемов», возможно, существующих неглубоко под поверхностью Красной планеты.

Местный грунт весьма богат перхлоратами, солями хлорной кислоты, которые могут растворяться в воде в крайне высоких концентрациях, существенно понижая температуру ее замерзания. Поведение таких «рассолов» исследовала команда Эдгар Ривера-Валентин (Edgard Rivera-Valentín) из Лунного и планетарного института в Техасе, смоделировав в лаборатории условия, существующие у поверхности Марса.

В статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy, ученые сообщают, что некоторые растворы способны оставаться жидкими и у поверхности, и в нескольких сантиметрах под ней. Подходящая для этого температура может сохраняться на протяжении шести и более теплых часов каждый местный год, на довольно обширном пространстве от экватора и до высоких широт, охватывающем около 40 процентов поверхности планеты.

К сожалению, шансы на существование жизни в таких «рассолах» крайне слабы. Мало того, что они перенасыщены перхлоратами, токсичными для известных нам организмов, их температура также остается экстремально низкой и, несмотря на временную жидкую форму, не поднимается выше минус 48 °С. Это вдвое ниже самого низкого порога холода, при котором способны существовать земные микробы-экстремофилы.