25.10.2019
20 716

Астрономы проведут поиски атмосферы на планете с тремя солнцами

Ученые подтвердили открытие экзопланеты в тройной звездной системе и собираются изучить ее атмосферу.

Система трех звезд: взгляд художника
Система трех звезд: взгляд художника / ©NASA, JPL-Caltech

Из почти что 4100 известных подтвержденных экзопланет похожих на Землю и потенциально обитаемых не больше пары десятков. Вряд ли есть жизнь и на LTT1445Ab — каменистой планете радиусом в 1,38 раза больше нашей. Она вращается слишком близко к своей материнской звезде, совершая полный оборот примерно за 5,5 суток, и слишком раскаляется. Ее звезда — красный карлик вчетверо легче Солнца, но на небе планеты LTT1445Ab она не единственная.

Сообщения об открытии LTT1445Ab распространились еще несколько месяцев назад, однако теперь астрофизики из Гарвардского университета представили результаты в статье, опубликованной в Astronomical Journal. Также ученые описывают саму необычную тройную систему LTT1445, расположенную в 22,5 светового года от нас.

Она напоминает о враждебной планете Трисолярис из культового научно-фантастического романа Лю Цысиня «Задача трех тел»: как и там, у LTT1445Ab имеется сразу три звезды. Впрочем, две «дополнительные» еще мельче основной, находятся сравнительно далеко и, видимо, не оказывают большого влияния на движение планеты.

Дженнифер Уинтерс (Jennifer Winters) и ее коллеги использовали наблюдения космического телескопа TESS. Они отмечают, что LTT1445Ab оказалась расположена крайне удачно для исследований ее атмосферы, если она там имеется. Планета находится достаточно близко, а ее материнская звезда отличается умеренной яркостью. Поэтому в ближайшие месяцы, пока LTT1445Ab не ушла за диск своей звезды, наблюдения за ней продолжат новые инструменты, включая наземный телескоп GMT, космические Hubble и Spitzer.

Отдельный интерес представляет сложный орбитальный «танец», в который вовлечены звезды этой системы. Основная (LTT1445A), вокруг которой вращается каменистая, — самая крупная из них. Два других красных карлика (LTT1445В и LTT1445С) кружатся тесно друг к другу, то сближаясь, то удаляясь от основной. Уинтерс и ее соавторы считают, что, возможно, все три звезды имеют общее происхождение, сформировавшись из-за фрагментации единого протопланетного облака. Впрочем, пока это остается еще одной из загадок необычной системы.