Астрономы проведут поиски атмосферы на планете с тремя солнцами — Naked Science
Васильев1 Сергей

Астрономы проведут поиски атмосферы на планете с тремя солнцами

Ученые подтвердили открытие экзопланеты в тройной звездной системе и собираются изучить ее атмосферу.

Система трех звезд: взгляд художника
Система трех звезд: взгляд художника / ©NASA, JPL-Caltech

Из почти что 4100 известных подтвержденных экзопланет похожих на Землю и потенциально обитаемых не больше пары десятков. Вряд ли есть жизнь и на LTT1445Ab — каменистой планете радиусом в 1,38 раза больше нашей. Она вращается слишком близко к своей материнской звезде, совершая полный оборот примерно за 5,5 суток, и слишком раскаляется. Ее звезда — красный карлик вчетверо легче Солнца, но на небе планеты LTT1445Ab она не единственная.

Сообщения об открытии LTT1445Ab распространились еще несколько месяцев назад, однако теперь астрофизики из Гарвардского университета представили результаты в статье, опубликованной в Astronomical Journal. Также ученые описывают саму необычную тройную систему LTT1445, расположенную в 22,5 светового года от нас.

Она напоминает о враждебной планете Трисолярис из культового научно-фантастического романа Лю Цысиня «Задача трех тел»: как и там, у LTT1445Ab имеется сразу три звезды. Впрочем, две «дополнительные» еще мельче основной, находятся сравнительно далеко и, видимо, не оказывают большого влияния на движение планеты.

Дженнифер Уинтерс (Jennifer Winters) и ее коллеги использовали наблюдения космического телескопа TESS. Они отмечают, что LTT1445Ab оказалась расположена крайне удачно для исследований ее атмосферы, если она там имеется. Планета находится достаточно близко, а ее материнская звезда отличается умеренной яркостью. Поэтому в ближайшие месяцы, пока LTT1445Ab не ушла за диск своей звезды, наблюдения за ней продолжат новые инструменты, включая наземный телескоп GMT, космические Hubble и Spitzer.

Отдельный интерес представляет сложный орбитальный «танец», в который вовлечены звезды этой системы. Основная (LTT1445A), вокруг которой вращается каменистая, — самая крупная из них. Два других красных карлика (LTT1445В и LTT1445С) кружатся тесно друг к другу, то сближаясь, то удаляясь от основной. Уинтерс и ее соавторы считают, что, возможно, все три звезды имеют общее происхождение, сформировавшись из-за фрагментации единого протопланетного облака. Впрочем, пока это остается еще одной из загадок необычной системы.

Раскопки древнего города Геф, находящегося на территории современного Израиля, помогли понять, правда ли библейский гигантский воин Голиаф был настолько высок — более двух с половиной метров ростом.

«Вертушка», нарисованная индейцами на стене одной из пещер в Калифорнии, оказалась изображением дурмана — галлюциногенного растения, которое местные племена использовали в своих ритуалах.

Нейробиологи ТГУ с помощью нового неинвазивного метода смогли впервые в мире проследить процессы гибели и восстановления нервных клеток и аксонов после инсульта головного мозга. Данные получены на модели ишемического инсульта у крыс. С помощью нового подхода к МРТ исследователи в течение трех месяцев отслеживали изменения, которые происходили в головном мозге животных, переживших сосудистую катастрофу. Они выяснили, что новые аксоны пытаются восстановить утраченную связь между нервными клетками.