Астрономы обнаружили систему трех сверхмассивных черных дыр — Naked Science

Астрономы обнаружили систему трех сверхмассивных черных дыр

В миллиарде световых лет от нас три крупные галактики находятся на пути к столкновению и слиянию сверхмассивных черных дыр.

3dyry0

Сегодня наблюдение слияния пары сверхмассивных черных дыр уже не сенсация. Однако новая находка, сделанная космическим рентгеновским телескопом Chandra, уникальна: в миллиарде световых лет от нас сходятся и готовятся слиться сразу три галактики, и в каждой — своя сверхмассивная черная дыра на пути к встрече с двумя соседками. Об этом сообщает пресс-релиз, распространенный NASA.

Команда астрономов во главе с Райаном Пфайфлем (Ryan Pfeifle) из Университета Джорджа Мэйсона вела поиски объектов, в которых происходят слияния крупных галактик и сверхмассивных — в миллионы и миллиарды масс Солнца — черных дыр, расположенных в их центрах. Этот катастрофический процесс сопровождается массовой гибелью звезд, поглощением огромных потоков газа и пыли, которые, ускоряясь и раскаляясь, ярко светятся на разных длинах волн.

Большая библиотека подобных объектов, снятых расположенным на юге США телескопом SDSS, собрана в онлайн-архиве Galaxy Zoo, открытом для всех желающих. Профессионалы и любители астрономии устанавливают на свои компьютеры бесплатное ПО, участвуя в поиске новых интересных снимков в этой огромной библиотеке. Так энтузиастами и была открыта система SDSS J0849+1114, к исследованию которой подключились Райан Пфайфль и его коллеги.

Астрономы провели дополнительные наблюдения SDSS J0849+1114 с помощью космических телескопов: инфракрасного WISE, а также рентгеновских Chandra и NuSTAR. К их удивлению, в системе обнаружились сразу три сверхмассивные черные дыры, разделенные дистанцией от 10 тысяч до 30 тысяч световых лет (менее 10 парсек). Об этом ученые пишут в статье, представленной в библиотеке препринтов arXiv.org и готовящейся к публикации в The Astrophysical Journal.

Тройная система черных дыр в оптическом и рентгеновском диапазонах / ©NASA, CXC, George Mason Univ., R. Pfeifle et al., SDSS, STScI

Теория предсказывает, что присутствие третьего участника должно ускорить слияние двух ближайших черных дыр. В результате со временем они могут образовать одну огромную дыру или же третья может остаться на близкой орбите вокруг новой соседки. Как будут развиваться события, мы еще узнаем: астрономы обязательно продолжат наблюдения редкой тройной системы.

Новый самолет будет иметь боевой радиус 1500 километров, а его боевая нагрузка превысит семь тонн.

Разработанная в этой латиноамериканской стране Abdala, если сообщения о ней точны, — первая в мире успешная субъединичная вакцина от коронавируса. Особенно необычно это потому, что на Кубе распространены штаммы, лучше других обходящие вакцинную защиту. Несмотря на это, Abdala показывает такой же уровень защиты, какой «Спутник» показывал в отношении базового штамма коронавируса.

Американские ученые выяснили, что всего семь процентов нашего генома характерны исключительно для Homo sapiens: все остальные его части были такими же, как у людей других видов, а также более далеких предков.