27.09.2019
Никита Шевцов
13 434

Астрономы наблюдали, как черная дыра разорвала звезду

Спутник NASA TESS, занимающийся поиском новых планет, неожиданно показал астрономам черную дыру, разрывающую звезду в клочья.

luckyobserva

Черные дыры могут поглощать объекты по-разному. Например, они могут медленно оттягивать газ из оболочки звезды и постепенно разрушать ее, пока в ней не прекратится термоядерный синтез. Но есть и другой вариант развития событий. Если звезда подойдет достаточно близко к горизонту событий черной дыры, последняя может разорвать ее на части и «проглотить» по кусочкам.

Такое явление называется «событием приливного разрушения». Наблюдать его астрономам удается крайне редко: за всю историю астрономических исследований это удалось сделать только около 40 раз. Но обнаруженное учеными новое событие приливного разрушения не просто рядовое астрономическое явление. По своей яркости оно превосходит все известные до него.

Событие получило название ASASSN-19bt. Черная дыра в этой системе весит около шести миллионов солнц. Она находится в центре галактики под названием 2MASX J07001137-6602251, расположенной примерно в 375 миллионах световых лет от нас, в созвездии Летучей Рыбы. Разрушенная звезда, возможно, была похожа по размеру на Солнце.

Обзор научного открытия, опубликованный NASA /©Институт космических исследований Годдарда, YouTube

Обнаружить черную дыру, поглощающую звезду, удалось команде ученых, которая анализировала данные орбитального телескопа TESS от NASA, созданного для поиска экзопланет. Зафиксировав необычный объект, ученые направили на него еще несколько измерительных приборов и изучили его настолько, насколько это было возможно. А также выявили ряд необычных физических свойств.

Например, астрономы выяснили, что температура газового диска вокруг черной дыры упала в два раза — с 40 тысяч градусов по Цельсию до 20 тысяч градусов — всего за несколько дней. Пока объяснения этому факту они найти не могут и продолжают наблюдения для получения более полной информации о том, как развивается это событие во времени.