Астрономы наблюдали гибельное слияние галактик — Naked Science

Астрономы наблюдали гибельное слияние галактик

Телескоп Spitzer позволил наблюдать редкие слияния галактик, которые приводят к остановке рождения в них новых звезд и неизбежной гибели.

merge0

Новые снимки инфракрасного космического телескопа Spitzer зафиксировали несколько пар галактик в процессе слияния. Об этом говорится в сообщении, опубликованном Лабораторией реактивного движения NASA. Пока еще не сошедшиеся окончательно, они уже мощно воздействуют друг на друга гравитацией. Некоторые из них образуют более крупные и яркие галактики, но для других такое слияние может означать конец. Сложная игра сил притяжения завершится у них почти полной остановкой появления новых звезд, и галактике придется лишь медленно угасать.

Объект VV 340. На этом и следующих изображениях цвета соответствуют разной длине волны ИК-излучения: звезды связаны с синим (3,6 мкм) и зеленым (4,5 мкм), пыль — с красным (8,0 мкм) / ©NASA, JPL-Caltech

Сегодня слияние переживают лишь считаные проценты галактик, но между шестью и десятью миллиардами лет назад эти процессы происходили куда чаще, когда сравнительно небольшие галактики предыдущих поколений сливались, образовывая новые и более крупные, которые затем эволюционировали и структурировались. Поисками таких объектов занимается наблюдательный проект GOALS, который с помощью наземных телескопов исследовал около 200 сливающихся пар, и три самые интересные из них затем сфотографировали с орбиты с помощью Spitzer.

Объект VII Zw 96 — слияние галактик UGC 11415 и NGC 6786 / ©NASA, JPL-Caltech

Причиной прекращения звездообразования в галактике может быть сверхмассивная черная дыра, расположенная в ее центре. Притягивая огромные массы материи, она поглощает ее, а также обеспечивает подходящие для рождения новых светил условия. Однако при слиянии поглощение вещества дырой может резко усиливаться, создавая крайне нестабильные условия и турбулентности, которые отзываются мощными потоками и ударными волнами. Распространяясь к периферии галактики, они рассеивают материю и не позволяют ей сгуститься для образования новых звезд.