Эксперты о квантовых компьютерах
13 октября
Мария Осетрова

Астрофизики уловили странные радиоволны из центра Млечного Пути

4.6

Полученный сигнал не соответствует ни одному из известных источников радиоизлучения и может указывать на новый класс звездных объектов.

Сигнал от ASKAP J173608.2-321635 в представлении художника © Sebastian Zentilomo/University of Sydney

Международная группа исследователей из Австралии, Германии, США, Канады, Южной Африки, Испании и Франции обнаружила неизвестный ранее объект с помощью радиотелескопа ASKAP CSIRO в Западной Австралии. Сигнал исходил из центра Млечного Пути и вел себя весьма необычно: то усиливался в 100 раз, то неожиданно пропадал, а затем снова появлялся.

За девять месяцев наблюдений (январь-сентябрь 2020 года) источник проявил себя шесть раз, но в видимом спектре его обнаружить так и не удалось. Загадочный источник назвали ASKAP J173608.2-321635 — по координатам его происхождения.

Одно из самых необычных свойств выявленного сигнала — высокая степень поляризации, причем круговой. Это означает, что вектор напряженности электрического поля, которое несет радиоволна, колеблется строго в одном направлении, а оно со временем поворачивается. Удивили ученых и сильные изменения интенсивности сигнала, происходящие, по всей видимости, случайно.

Круговая поляризация света © Wikimedia

Больше всего по поведению загадочный объект похож на маломассивную звезду с экстремально низкой светимостью в инфракрасном диапазоне, пульсар с уширенными за счет рассеяния импульсами, нестационарный магнетар или транзиент — короткоживущий феномен — в центре Галактики. Однако ни одно из них полностью не объясняет наблюдения, так что ASKAP J173608.2-321635 может представлять новый класс объектов, обнаруживаемых в радиодиапазоне. Исследователи планируют продолжать наблюдения за ASKAP J173608.2-31635.

О своем открытии ученые рассказали в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal.

Мария Осетрова