Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Археологи выяснили оптимальный климат для ашельских индустрий
Климатические миграции играли важную роль в становлении человеческого рода. Благодаря им люди осваивали континенты, обменивались технологиями, приобретали знания. Однако увидеть признаки сезонных перемещений на археологических объектах не так-то просто. Ученые из Великобритании прибегли к машинному обучению и смоделировали распространение ашельских индустрий в Европе. Таким образом стали известны наиболее оптимальные условия обитания для их носителей.
Примерно 1,8 миллиона лет назад в Восточной Африке появились каменные орудия, искусно обработанные с двух сторон. Их называют ручными рубилами, или бифасами.
Технология их создания быстро распространилась по континенту и за его пределы — в Европу, Азию. Тем же способом получали каменные кливеры. Комплекс этих индустрий, возникших примерно в одно время с Homo erectus, ученые называют ашельским в честь города Сент-Ашель во Франции, где в XIX веке открыли объекты, богатые бифасами.
Ашель длился непрерывно 1,6 миллиона лет и закончился примерно 300 тысяч лет назад, а в некоторых местах Евразии — 150-100 тысяч.
Несмотря на многочисленность каменных индустрий, есть места, где бифасы отсутствуют, встречаются только отщепы и нуклеусы. О причинах этого ученые спорят долгое время. Одно из предположений — экологические факторы, которые опосредованно, через демографию, влияли на присутствие технологий.
Чтобы это проверить, исследователи из Кембриджского университета, Музея естественной истории (Великобритания) и Университета в Буффало (США) привлекли большой массив палеоклиматической информации. Статья с результатами размещена в библиотеке препринтов bioRxiv.
Авторы применили метод, называемый моделированием эколого-культурных ниш (Eco-Cultural Niche Modeling, ECNM) и разработанный для тестирования антропологических гипотез в середине 2000-х. Это модификация хорошо зарекомендовавшего себя подхода для моделирования экологических ниш для разных видов животных и растений (Ecological Niche Modeling, ENM). Метод позволяет предсказать распространение вида в местах, где нет признаков его присутствия. ECNM делает то же самое, только для носителей разных культур.
Для анализа взяли археологические данные об ашеле в Европе и разделили их на два массива в зависимости от достоверности датировок. В первый включили 67 объектов с точно установленным возрастом, во второй — 82 объекта с большим разбросом дат. Еще один массив — из 44 мест, где бифасов не нашли. Затем с помощью двух программных библиотек ученые развернули палеоклиматические реконструкции для каждого объекта, обучили модели и отобрали переменные, которые лучше всего предсказывали появление ашеля.
Моделирование показало, что появление бифасов хорошо увязывается со средними зимними температурами и влажностью самого сухого периода года. Носители этих технологий предпочитали умеренные и теплые леса, особенно хвойные или смешанные. Им нравились заросли склерофитов — устойчивых к засухе кустарников. В редких случаях их устраивали прохладные хвойные леса и даже вечнозеленая тайга.
Хотя ашельцы жили в разные климатические эпохи, суровые зимы, когда средние температуры зимой опускались ниже минус 5-10 градусов, заставляли их менять место. Не годились для них сухие периоды с ежемесячным количеством осадков менее 15-20 миллиметров.
По мнению авторов научной работы, эти критерии объясняют, почему ашель распространялся на всю территорию Франции, Италии, южную половину Британии и Пиренейский полуостров. Немного появлялся он на юге Балкан и побережье Антолии. К примеру, в среднем плейстоцене его за редким исключением нет в центре и на востоке Европы — условия там были неподходящие. Отсутствие бифасов в объектах ашельского типа ученые объясняют малочисленностью оставивших их групп, что влекло утрату традиций.
Это первое исследование, которое доказало сезонные миграции в ашеле.
Оно объяснило, к примеру, почему каменные индустрии постоянно находились на севере Пиренейского полуострова и лишь в определенные сезоны перемещались южнее.
Несколько сложнее с севером Европы, где как раз много ашеля, а климат там был подходящий только в межледниковья. Возможно, обитатели покидали стоянки лишь время от времени. В ряде случаев могло действовать и «бутылочное горлышко», то есть вынужденная изоляция небольшой популяции на ограниченной территории.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Ученые Института истории материальной культуры РАН и Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН провели масштабное исследование, в ходе которого были систематизированы данные о погребальном обряде, планиграфии и хронологии некрополей крупнейшего протогородского центра эпохи бронзы Гонур-депе в Юго-Восточном Туркменистане. Полученные результаты подтверждают особую роль Гонур-депе как ключевого административного и ритуального центра одной из самых загадочных древних земледельческих культур Центральной Азии — цивилизации Окса.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии