Определены гены, регуляция которых отличает современных людей от неандертальцев — Naked Science
Васильев1 Сергей

Определены гены, регуляция которых отличает современных людей от неандертальцев

Различия между ДНК неандертальцев и человека разумного заключены не столько в генах, сколько в регуляции их работы.

Черепа человека разумного и неандертальца
Черепа человека разумного и неандертальца / ©Hairymuseummatt, DrMikeBaxter, Wikimedia Commons

Неандертальцы и наши прямые древние предки сосуществовали на территории Евразии долгое время и не раз скрещивались. Следы вымерших родственников сохранились в геномах многих народов. Немалая часть наследия неандертальцев рассыпана по ДНК современных людей. Как правило, эти области не содержат генов, кодирующих белки, а относятся к регуляторным регионам, которые определяют активность генов. Они вовлечены в работу иммунитета, телосложение, рост волос и кожи, развитие мозга.

Однако в новой работе Джон Капра (John Capra) и его коллеги из Университета Вандербильта рассмотрели регуляторные последовательности, которые, напротив, не вошли в геном сапиенсов и сохранились лишь в нескольких образцах древней ДНК неандертальцев. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution.

Используя данные из базы PredictDB, где собираются сведения о геномах современных людей, ученые подготовили алгоритм, способный находить регуляторные последовательности. Его применили к неандертальской ДНК, выделенной из известных алтайских образцов, датированных возрастом около 120 тысяч лет. Сравнив результаты работы алгоритма, авторы определили 766 генов, регуляция которых у нас и неандертальцев различается.

Эти гены расположены на всех неполовых хромосомах и проявляют активность во всех типах тканей. Многие из них медики связывают с работой иммунной и сердечно-сосудистой системы, другие вовлечены в развитие скелета и зубного аппарата, определяют форму и величину грудной клетки. Похожие результаты были получены и при работе с геномами древнего неандертальца из Европы (около 50 тысяч лет назад) и алтайского денисовца (70 тысяч лет).