6 января
Анна Новиковская

Ученые оценили остроту нюха у трех видов людей

4.5

Современному человеку не нужно обладать острым обонянием, чтобы добывать себе пропитание, — но отличались ли от нас в этом отношении ископаемые неандертальцы и денисовцы?

Охотнику, выслеживающему добычу, мог бы пригодиться острый нюх / © larazon.es

У многих млекопитающих нюх играет в повседневной жизни намного большую роль, чем зрение: с его помощью животные ищут пищу, обследуют территорию и общаются с сородичами. Обнюхав пахучую метку, оставленную другой особью, мышь, волк или олень сразу поймет, кто здесь побывал, как давно и каково было состояние его здоровья.

Человек, естественно, тоже пользуется своим носом в повседневной жизни, но его чувствительность к запахам существенно ниже, вероятно, потому, что современному жителю мегаполиса нет нужды выслеживать добычу или разыскивать съедобные плоды. Однако древние люди — неандертальцы и денисовцы, — определенно были охотниками-собирателями. Так как же обстояло с обонянием у них?

Чтобы оценить остроту их нюха, исследователи из Дьюкского университета (США) воспользовались необычным способом: с помощью собранных коллекций древней ДНК они изучили гены, отвечающие за развитие обонятельных рецепторов. Это позволило им оценить разнообразие обонятельных рецепторов (и, как следствие, способность воспринимать большее количество запахов) и их чувствительность к различным ароматам у неандертальцев, денисовцев и современных людей.

Результаты показали, что, несмотря на «дикий» образ жизни, неандертальцы и денисовцы воспринимали такое же разнообразие запахов, как современные люди, хотя их чувствительность к ним отличалась. Так, например, денисовцы хуже современных людей ощущали цветочные запахи, но вчетверо лучше улавливали в воздухе запах серы, а лучше всего чувствовали аромат сладкого меда. Что касается неандертальцев, то у них разнообразие обонятельных рецепторов было незначительно выше, чем у современного человека, но они были втрое менее чувствительны к запахам травы и цветов, а также хуже воспринимали цветочные ароматы.

Современные люди, неандертальцы и денисовцы приходятся друг другу довольно близкой родней, так что неудивительно, что их обонятельные рецепторы оказались схожи / © blog.adafruit.com

По-видимому, «окультурирование» современного человека вовсе не лишило его чувства обоняния — мы все еще пользуемся тем же разнообразием рецепторов, что и наши вымершие родственники, хотя и не так чувствительны к определенным запахам. В цивилизованном мире духов, дезодорантов и отдушек способность различать тонкие запахи практически потеряла значение, но некоторые современные люди все еще ведут первобытный образ жизни, где им приходится использовать все свои чувства, чтобы не остаться голодными.

Исследование опубликовано в журнале iScience.