08.05.2017
Редакция Naked Science

Загадочный космоплан США завершил четвертую миссию

Орбитальный самолет Boeing X-37B установил новый рекорд по продолжительности пребывания на орбите в рамках четвертой миссии — 718 дней.

X-37B Orbital Test Vehicle (OTV) — беспилотный орбитальный самолет, разрабатываемый компанией Boeing в рамках контракта с Военно-воздушными силами (ВВС) США. Хотя технические характеристики и задачи аппарата официально не раскрываются, известно, что он предназначен для испытания будущих технологий на высотах 200–750 километров. Предполагается, что X-37B способен маневрировать, менять орбиты и в будущем может использоваться для доставки грузов и разведки. Конструктивно космоплан представляет собой увеличенную на 20 процентных пунктов версию своего прототипа — X-40, испытания которого продолжались с 1998 по 2001 год.

При длине 8,9 метра, высоте 2,9 метра и размахе крыла 4,5 метра орбитальный самолет обладает стартовой массой 4898 килограммов. Он оснащен литий-ионными аккумуляторами и солнечными панелями и может нести полезную нагрузку массой до 900 килограммов. В хвостовой части самолета установлен ракетный двигатель Rocketdyne AR-2/3, который работает на керосине и перекиси водорода. По мнению историка и публициста Александра Широкорада, X-37B может служить тестовой версией перспективного перехватчика, с помощью которого США намерены инспектировать чужие космические аппараты, что соответствует положениям «Национальной космической политики» страны от 2006 года.

X-37B (OTV-2) / ©Giuseppe De Chiara

Первый запуск космоплана (OTV-1) состоялся в 2010 году: на орбиту его доставила ракета-носитель Atlas V. Две последующих миссии продолжались с марта 2011 по июнь 2012 и с декабря 2012 по октябрь 2014 годов. В ходе каждой X-37B устанавливал новый рекорд по продолжительности пребывания на орбите среди аппаратов подобного типа: 224, 469 и 675 дней соответственно. Четвертый запуск, OTV-4, состоялся в мае 2015 года и завершился 7 мая 2017 года около 1:00 по московскому времени. В отличие от предыдущих полетов, на этот раз космоплан приземлился на посадочную полосу Космического центра Кеннеди во Флориде — ранее посадка аппарата проводилась на базе ВВС США «Ванденберг» в Калифорнии.

В рамках миссии X-37B должен был провести эксперименты по воздействию среды на космические объекты. Кроме того, в четвертой миссии, согласно сценарию, были проведены эксперименты по программе разработки нового ионного двигателя Rocketdyne XR-5A на основе эффекте Холла — при аналогичных размерах он должен обладать большей тягой. К настоящему времени, с учетом последнего полета, X-37B провел на орбите в общей сложности 2085 дней. Как отметили в ВВС США, сейчас ведется подготовка к пятому запуску орбитального самолета. Планируется, что он состоится в конце этого года. Пока в испытаниях задействованы два аппарата, конечной целью проекта является создание многоразового космического корабля.

О завершении четвертой миссии X-37B пишет пресс-служба ВВС США. Пятый запуск орбитального самолета будет произведен, как ожидается, со стартовой площадки SLC-41 базы ВВС на мысе Канаверал во Флориде.

Движения литосферных плит могут возникать из-за смещенного центра вращения системы Земли и Луны и солнечной гравитации.