• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
21.03.2022
Александр Березин
20
22 105

Сообщения о боевом использовании терминалов Starlink выглядят фейком

4.4

Британская пресса утверждает, что Илон Маск помогает украинским беспилотникам выигрывать войну дронов. Разбор технических деталей подобных историй не подтверждает эту гипотезу.

©The Telegraph / Автор: Александр Литвинов

Отечественные СМИ и телеграм-каналы распространяют утверждения о том, что «поставляемые на Украину терминалы космической связи Starlink используются в военных целях, в частности для управления украинскими БЛА». Все это сопровождалось комментариями (по всей видимости, не его) «я давно об этом говорил под улюлюканье маскофилов». Такую же по смыслу новость с опорой на украинские источники опубликовал The Telegraph. Однако внимательное прочтение показывает: скорее всего, перед нами — то ли следствие непонимания, что такое терминал Starlink и как он работает, то ли попытка ввести в заблуждение противника.

Starlink — система низкоорбитального спутникового интернета, с орбиты уже работает более пары тысяч ее аппаратов. Никакой чисто технической возможности напрямую управлять беспилотниками у нее нет: терминалы Starlink неподвижны, ориентированы в одном и том же направлении и не способны передавать сигнал высокой мощности на частотах, используемых серийными дронами. Украина ранее запросила у Маска определенное количество таких терминалов и вскоре получила их. Поскольку работоспособность интернета в целом на Украине сохранена — Россия не предприняла никаких усилий по нарушению его работы, — сами по себе наземные терминалы Starlink пока никакого заметного влияния на ситуацию не оказали.

Это не значит, что спутники Starlink вообще непригодны для военного использования. Напротив: в будущем и они, и Starship (об этом Naked Science уже писал здесь) неизбежно станут ключевыми средствами наращивания военного превосходства США. Ключевыми — потому что, к сожалению, Россия (точнее, «Роскосмос») пока ничего не делает для создания аналога Starship. Это, несомненно, позволит Штатам реализовать те значительные военные преимущества, которые неизбежно даст дешевый вывод аппаратов в космос любой стране, обладающей таким инструментом. Уже разрабатывается и военная «подгруппа» спутников Starlink. Они будут пытаться перехватывать российские (и иные) боевые ракеты в космосе по принципу более раннего проекта Brilliant Pebbles.

Однако все эти приложения Starlink не имеют и не будут иметь никакого отношения к ситуации на Украине. Потому что подобные проекты американских военных находятся пока на стадии НИОКР и пробудут там еще довольно. Все, что сейчас имеет официальный Киев от SpaceX, — просто еще один источник интернета, причем источник довольно скромный, ибо терминалов Starlink в этой стране ограниченное количество.

Почему же тогда The Telegraph пишет тексты с заголовками «Starlink Илона Маска помогает Украине выиграть войну дронов»? Чтобы понять это, прочитаем саму статью британского издания. В ней сказано: Starlink сохраняет украинской армии доступ в интернет в условиях отключений электроэнергии. Возникает вопрос: при чем тут доступ в интернет и украинская армия, а равно и война дронов? В норме армии управляют дронами только по закрытым каналам. Те, что делают это по открытым каналам, тем более с вовлечением Сети, быстро дарят информацию со своих разведывательных и боевых БПЛА противнику. А потом — когда противник берет на себя управление дронам по открытым каналам — и отдают ему свои дроны.

За описаниями таких событий в Сирии мы отсылаем желающих к известным мемуарам генерала ГРУ, публикующегося под псевдонимом Андрей Загорцев (имя настоящее, фамилия — нет), а найти сообщения о соответствующих действиях российской стороны в Судане в 2020 году читатели смогут сами с помощью поисковых систем.

Вернемся к статье The Telegraph. Т утверждается: «Команды, управляющие БЛА в полевых условиях, иногда в сельской местности с плохим интернет-покрытием, могут использовать Starlink, чтобы поддерживать связь с наводчиками и разведкой. Они могут направлять дроны с целью применения противотанковых боеприпасов, иногда беззвучно пролетая над российскими силами ночью, пока те спят в своих транспортных средствах».

 Экран оператора украинского беспилотника, предположительно применяющего в своей работе Starlink. Судя по экрану управлящего устройства, речь идет об управлении весьма небольшим дроном / ©The Telegraph

Данные британского СМИ указывают на один из двух вариантов. Либо украинская армия на самом деле задействует открытые каналы связи (интернет) для обеспечения действий собственных БЛА, и тогда это может сыграть на руку российским вооруженным силам. Использование мобильной связи бойцами ВСУ тоже может оказаться таким «подарком»: ведь открытые каналы связи легко доступны широкому спектру средств российской стороны. Следовательно, в этом случае использование Starlink объективно помогает армии России, информируя ее о работе беспилотников и разведки противника.

Однако возможен и второй вариант. Он вытекает из слов The Telegraph «не могут направлять дроны с целью применения противотанковых боеприпасов». Дело в том, что на сегодняшний день все видео украинской стороны, показывающие якобы использование дронов с противотанковыми средствами по российской технике, — судя по всему, являются подделками.

Типичный пример такого фейка и его разбора можно увидеть здесь. На видео заметны танки Т-62, которых нет на вооружении украинской и российской армии, зато активно применяемые в Сирии. Украинская сторона просто взяла видео работы турецких «Байрактаров» в Сирии, не заметив, что деревья и танки на Украине и в Сирии выглядят очень по-разному, и попыталась выдать это за действия своих беспилотников.

Не исключено, что вся история о том, как «Starlink Илона Маска помогает Украине выиграть войну дронов», — просто одна из акций информационной войны.

Может ли Starlink помочь украинской армии на самом деле, а не на страницах британской прессы? Да, если российские войска уничтожили бы другие средства доступа в Сеть на территории Украины. Тогда ВСУ могли обеспечивать с их помощью коммуникацию даже несмотря на пропажу связи по иным каналам. Однако пока не похоже, что Москва вообще нацелена на что-то вроде ликвидации интернет-покрытия. Иными словами, возмущение коварством Маском пока остаются лишь следствием некритического восприятия новостей из британской прессы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 21:04
Елизавета Александрова

В шаровом скоплении Омега Центавра надеялась найти так называемую черную дыру промежуточной массы — нечто среднее между остающимися после «умирающих» звезд небольшими черными дырами и сверхмассивными, которые наблюдают в центрах галактик. Хотя такие черные дыры ищут давно, пока их поиски в космосе безуспешны. Похоже, их нет и в Омеге Центавра, зато есть целая система из других черных дыр.

Вчера, 19:03
Юлия Трепалина

Обширное исследование в США показало, что псов с безупречным поведением практически не бывает, и выявило наиболее распространенные недочеты, с которыми сталкиваются владельцы питомцев.

Позавчера, 14:30
ПНИПУ

Каждый, кто заботится о своем здоровье, уже слышал о модной биодобавке, благодаря которой, по словам производителей, волосы, суставы и кожа станут здоровее. Ученые ПНИПУ рассказали, так ли это на самом деле, из каких животных добывают коллаген, когда организм перестает его вырабатывать в нужном количестве и как это сказывается на здоровье человека, почему женщинам он нужнее, правда ли эффективна косметика с этим белком и к чему приводят инъекции на его основе?

8 декабря
Елена Кудрявцева

О том, где скрывается человеческое «я», что такое «знающие нейроны», какие страны наиболее активно развивают нейронауки и о том, почему нам важно признать наличие сознания у животных, мы поговорили с одним из самых выдающихся нейробиологов, директором Института перспективных исследований мозга МГУ имени М.В. Ломоносова, академиком Константином Анохиным.

7 декабря
Любовь

Одни из самых ярких объектов во Вселенной — квазары — представляют собой активные ядра галактик, питаемые центральными сверхмассивными черными дырами. Электромагнитное излучение, испускаемое этими объектами, позволяет астрономам изучать структуру Вселенной на ранних этапах ее развития, однако мощный радиоджет, исходящий от недавно обнаруженного экстремально яркого квазара J1601+3102, ставит под сомнение существующие представления о «космической заре».

6 декабря
Елизавета Александрова

На поверхности карликовой планеты между Марсом и Юпитером наблюдают сложные органические соединения. Когда их обнаружили в одном кратере, то ученые предположили, что это вещества с упавшего небесного тела. Теперь планетологи увидели признаки органики еще в 11 регионах Цереры и пришли к выводу, что это не импорт, а продукты собственного производства.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

28 ноября
Елизавета Александрова

Обсерватории постоянно улавливают «мигающие» радиосигналы из глубин Вселенной. Чаще всего их источниками оказываются нейтронные звезды, которые за это и назвали пульсарами. Но к недавно обнаруженному источнику GLEAM-X J0704-37 они, по мнению астрономов, отношения не имеют.

25 ноября
Полина Меньшова

Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.

[miniorange_social_login]

Комментарии

20 Комментариев
Oko Lenmi
22.03.2022
-
1
+
"все видео украинской стороны,...,являются подделками" Я уж думал нормальная статья, но пропаганда и сюда уже добралась. До свидания naked-science. Это настолько очевидно, что хоть одно видео из ~десятка не является подделкой, что тут ни о каком объективизме и речи быть не может. Если этот сайт допускает такой бред, то это просто смешно.
    "Это настолько очевидно, что хоть одно видео из ~десятка не является подделкой," Это нисколько не очевидно -- почему вы и не попробовали привести хоть одно такое видео. А ведь это было бы крайне просто -- если бы они существовали, конечно. Но чего нет, того нет. " Если этот сайт допускает такой бред, то это просто смешно. Чем больше с вашей стороны ругани без конкретных видео -- тем очевиднее правота новости выше.
Ivan Bondar
22.03.2022
-
0
+
> управлять дроном через интернет нельзя. Дело в том, что тот, кто так делает, автоматически дарит инфу и управление своего дрона армии противника Автоматически... Оооох, эксперды Про SSL не слыхали? Могу дать мааленький pcap файл соединения - кто расшифрует содержимое, получит штуку баксов от меня и миллионы от серьезных дядей. Беспилотнику можно подсовывать фальшивый GPS сигнал - но сейчас в серьезных дронах его данные сверяются с координатами полученными счислением/инерциалкой. Можно посмотреть аналоговый сигнал магазинного дрона. Что цифровой канал боевого что любое интернет подключение к гуглу "автомацицески" не прослушивается - если даже предположить что РФ ВДРУГ умеет ломать 2048 битный РСА то тратить ТАКОЙ прорыв на перехват дрона никто не будет.
    "Про SSL не слыхали?" Скажите, вы реально думаете, что армия США (и не только она) использует для управления дронами (и многого другого) не интернет, а шифрованные каналы связи просто так? Поясню: нет, она делает это не просто так. Она делает это потому, что любое устройство, подключенное к глобальной сети, может подвергнуться взлому. На него может быть поставлено чужое ПО, И никакие SSL и ничто иное никогда не изменят этого факта. Взлом может быть сложнее, может быть проще, но полагать что он _невозможен_ могут только эникейщики. Исключительно они. И именно из-за таких возможностей для военной связи всегда будут свои каналы. А еще есть такой нюанс: сила сигнала спутникового инета на поверхности Земли заметно слабее, чем от наземных базовых станций (и это одна из причин, по которой Старлинку нужна довольно здоровая приемная штуковина). То есть, такой "канал управления" еще и глушить легче, чем наземный. Что будет с доблестным украинским дроном, управляемым "через Старлинк" когда слабенький спутниковый сигнал будет забит русской РЭБ? Ага, он упадет. Прямо в руки русской армии. Ну надо же. Кто бы мог подумать. Очень советую продолжить вам писать про то, что забить спутниковый сигнал на поверхности Земли российская армия тоже не может. Я с утра еще не насмеялся, помогите мне решить эту проблему вашим следующим комментарием.
    +
      ещё комментарии
      Ivan Bondar
      22.03.2022
      -
      0
      +
      > Она делает это потому, что любое устройство, подключенное к глобальной сети, может подвергнуться взлому. Об ограничениях возможностях хакеров вы явно знаете чуть меньше чем ничего. Расскажите мне как вы будете взламывать устройство у которого не открыт ни один порт и единственное исходящее SSL-соединение. Взламывать защищенное устройство и взламывать большую корпоративную систему с десятками серверов, иные из которых годами стоят под столом без обновления (у нас о таком с месяц назад вспомнили когда он крякнулся) это разница между "запрыгнуть на стул" и "слетать на Андромеду" Когда говорят что "у американских военных собственная сеть" это не значит что их пакеты идут исключительно по военным каналам. Они идут в основном в общей сети - закрытые сегменты сети соединены через общий Интернет защищенными каналами вроде VPN > Что будет с доблестным украинским дроном, управляемым "через Старлинк" когда слабенький спутниковый сигнал будет забит русской РЭБ Поинтересуйтесь зачем у Предатора и у многих других дронов характерное расширение на носу. Там спутниковая тарелка. И как, падают Предаторы? У Маска не тарелка, а фазированная решетка - суть одна, остронаправленный прием. Так что глушить с совершенно другого направления вы можете долго. Ну а доблестные российские РЭБ и магазинные то дроны не могут полностью заблокировать - доказательства на ютубчике пачками.
        ВСУ ничем не рискует, руля дронами через инет? Отлично. Чем больше они так думают -- тем быстрее война закончится. Так что вы правы, вы правы, вы правы. Всегда, во всем. Без вариантов.
          -
          0
          +
          Вот нервничать начали. А зачем было анализировать такую клюкву как Телеграф? Вы бы еще Сан, или Спид-Инфо проанализировали. Вполне возможно что Телеграф чуши намололи, но в целом ваш оппонент прав. Возможны защищенные каналы через небезопасную сеть, специальные каналы могут быть или дороги, или просто спецмашины связи разбомблены, так что резервный канал запас не тянет. Возможны авторские дистрибутивы ОС, о которых "какеры" и понятия не имеют. Кстати их и на хабре полно, есть люди, пищущие свою ОС в одно лицо, и не испытывающие прямо таки перенапряжений. Возможны аппаратные платформы для которых даже утилиты взлома не написаны. Возможны доработки протоколов стека ТиСиПи-АйПи, о которых неспециалист и слыхом не слыхивал. И даже "какер". В одном, он, как мне кажется неправ - ССЛ-соединение в любом случае и входящее тоже нужно, чтобы инфу от дрона принимать.
            "Вот нервничать начали". Только если внутри вашей головы. "А зачем было анализировать такую клюкву как Телеграф?" Потому что принципиально других по качеству западных СМИ по этим вопросам не существует. Про остальное -- извините, но ваше мнение по техническим вопросам стоит ноль. До тех пор, пока вы не приведете ссылки на наличие "GPS-маячков" на ББМ и пехоте НАТО.
Fedot Promkin
21.03.2022
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
    Вы, видимо, пропустили текст выше, поэтому повторю: дело не в том, что управлять дроном через интернет нельзя. Дело в том, что тот, кто так делает, в автоматически дарит возможность получить инфу и сам дрон армии противника -- если она сколько-нибудь серьезная. ВСУ запросто могут управлять дронами через инет. Причем любой. Дело просто в том, что это не помогает выиграть войну дронов. А помогает ее проиграть.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      Любой сисадмин скажет вам что вы ошибаетесь, мягкоговоря. Зачем пишете то, о чем не имеете даже базовых представлений? Конечно использовать открытые каналы это глупость, но они и не используются, ведь пробросить закрытый канал в современном мире не представляет никакой сложности.
        Fedot Promkin
        22.03.2022
        -
        0
        +
        Комментарий удален пользователем или модератором...
          "Я летаю через шифрованный канал обычного интернета." Шифрованный для вас. Но не военной разведки. И да, справочно: неважно, насколько шифрован канал, если прослушивающая сторона может без вашей санкции поставить свое ПО на ваше устройство. И да, военное разведка конечно же это может. А рассказы про спутниковые ресиверы еще и выдают солидную нехватку ваших знаний о предмете обсуждения. Никогда не слышали, как ВС США отрубили GPS в Ираке в 2003 году? Сообщаю: как раз за счет того, что подавить или спуфить спутниковый сигнал намного легче, чем наземный. Ведь спутниковый сигнал по определению слаб: его энергетический бюджет ограничен киловаттами на спутник (и это в лучшем случае), в то время как энергобюджет наземных излучаетелей может быть на порядок и более серьезным
            Fedot Promkin
            22.03.2022
            -
            0
            +
            Комментарий удален пользователем или модератором...
              "Вы не правы. Есть главный минус глушения гпс с наземных станций рэб." Причем тут глушение GPS с наземной станции РЭБ? Новость выше -- про управление дроном через спутниковый интернет. Это сильно разные вещи. И да, управление дроном через спутниковый интернет весьма уязвимо к РЭБ. Просто в силу слабости спутникового сигнала в сравнении с сигналом наземного излучателя. "И их очень трудно заглушить (на высоте больше 1км почти невозможно). На Орланах стоят именно такие." Осталось только узнать: каким образом узконаправленная антенна, нормально работающая в случае спутника на _геостационарной_ орбите будет работать в случае спутника на _низкой околоземной орбите_? Спутники на НОО вовсе не висят над одним участком земной поверхности, но постоянно двигаются относительно него. А ведь спутники Starlink относятся именно ко второму типу -- а не к первому, как спутники GPS.
        "Любой сисадмин скажет вам что вы ошибаетесь, мягкоговоря." Любой эникейщик, конечно, имеет полные представления о возможностях военной разведки. Спасибо, посмеялся. "Конечно использовать открытые каналы это глупость, но они и не используются, ведь пробросить закрытый канал в современном мире не представляет никакой сложности." Закрытым этот канал будет для вас. Но не для военной разведки.
Boris Poff
21.03.2022
-
0
+
Хайп, сплошной хайп. Ох уж этот Илон. Может, конечно фейк. Как они адаптер так быстро сделают?
    То, что в новости -- это не "может", а сто процентов фейк. С таким же успехом можно было написать "интернет помогает ВСУ в войне дронов". Просто Телеграфу нужны клики -- вот он и пишет не пойми что.
"В равной степени это касается и вас" Нет, меня это не касается. В своей области я и так самый читаемый автор в России -- зачем мне еще клики? С кем конкурировать? С собой? "Это попытка раскрутить свой телеграм-канал?" Зачем? Во-первых, 99% читающих тексты не переходят по гиперссылкам. Во-вторых, зачем мне читаемость тг-канала, если для автора важна читаемость его текстов? Все верно: низачем. Я бы и ссылаться не стал, но другого нормального разбора тех видео "из Украины" просто нет.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно