27.07.2016

Желчная кислота оказалась первым противофиброзным средством

Тауроурсодезоксихолевая кислота способна предотвращать развитие фиброза сердца. Об этом свидетельствует исследование канадских биохимиков, результаты которого опубликованы в PLOS One.

cardiac_amyloidosis_very_high_mag_movat

Фиброз сердца — патологический процесс, обусловленный повышенной выработкой коллагена и разрастанием соединительной ткани в сердце. Фиброз является предшественником сердечной недостаточности — комплекса расстройств с высоковероятностным летальным исходом. К развитию заболевания могут приводить различные факторы, в том числе переутомление, повышенное артериальное давление, диабет, при этом в настоящее время фиброзные изменения в сердце считаются необратимыми.

В новом исследовании группа ученых из Альбертского университета и Университета Макгилла изучила связь между состоянием сердечных тканей и одним из типов желчных кислот — конъюгированной с таурином урсодезоксихолевой кислотой. Авторы вывели группу мышей с чрезмерной экспрессией Са2+-связывающего белка калретикулина. В соответствии с гипотезой, избыток калретикулина провоцировал у животных усиление развернутого белкового ответа (РБО) — стрессорного сигнального пути — за счет активации эндонуклеазы IRE1? и, как следствие, приводил к фиброзу и сердечной недостаточности.

Команда предположила, что блокирование IRE1? и связанного с ней сплайсинга гена XBP1 на ранних стадиях может предотвратить фиброзные изменения. В роли ингибитора выступила тауроурсодезоксихолевая кислота (TUDCA). Результаты показали, что TUDCA блокирует сплайсинг XBP1 и активацию IRE1? в калректикулине. Вместе с тем она снижает содержание коллагена, присутствие трансформирующего фактора роста ?1 (TGF?1) и мРНК белка, связывающегося с тяжелой цепью иммуноглобулина (BiP). Кроме того, авторы отметили рост физической активности у грызунов, обработанных TUDCA, по сравнению с особями, не получившими такого лечения.

«Это дает надежду пациентам с сердечной недостаточностью. Профилактика фиброзных изменений повысит функциональность органа, даже если не вернет ему прежнюю сократительную способность. Сейчас такие пациенты имеют низкое качество жизни, прогноз для них неутешителен. Улучшение их самочувствия будет равносильно чуду», — заявил соавтор исследования Луис Агеллон.

По его словам, пока ученые проводят испытания методики для дальнейшего применения на человеке. Они также намерены прояснить механизм, который позволяет желчной кислоте — эти гидрокислоты используются в лечении желчного пузыря — предотвращать фиброз сердца.

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.