Криовулканы могут осветлять поверхность карликовых планет — Naked Science

Криовулканы могут осветлять поверхность карликовых планет

Ледяные поверхности карликовых планет Эрида и Макемаке могут постоянно «омолаживаться» замороженным азотом, который извергают криовулканы.

eris

Эрида и Макемаке – соответственно вторая и третья по размерам карликовые планеты Солнечной системы после Плутона. Орбиты их пролегают далеко в ледяном поясе Койпера, а между тем на них сохраняется геологическая активность. Об этом сотрудник Обсерватории Лоуэлла Уилл Гранди (Will Grundy) и его коллега из проекта SETI Оркан Умурхан (Orkan Umurhan) рассказали в ходе доклада, сделанного недавно на встрече Американского астрономического общества. По словам ученых, детальная статья об их находках готовится к печати.

Астрономы отмечают, что поверхности Эриды и Макемаке покрыты ледяной корой, а в спектральных линиях у обоих обнаруживается присутствие замороженного метана. Испаряясь, этот метан под действием солнечного ультрафиолетового излучения образует молекулы толинов. По расчетам Гранди и Умурхана, толины должны составлять порядка 10 процентов поверхностного льда Эриды, чуть больше – на Макемаке. Эти соединения имеют буро-красные тона, так что обе карликовые планеты должны быть куда более темными, чем видны нашим телескопам. Следовательно, некие геологические процессы постоянно обновляют и «очищают» поверхности Эриды и Макемаке.

По мнению ученых, таким процессом может быть извержение замороженного азота криовулканами, который медленно, но постоянно замещает образующуюся на поверхности карликовых планет красную пыль. То же самое происходит на гладкой равнине Спутника на Плутоне, которая покрыта молодым и светлым застывшим азотом. Но если на Эриде и Макемаке действительно протекают геологические процессы, то что может служить источником их энергии в этих карликовых и ледяных мирах? Авторы полагают, что необходимое тепло может поставлять радиоактивный распад твердых пород в их глубине.