25.05.2016
Редакция Naked Science

Выяснилась природа загадочного гигантского облака на Марсе

Ученые выяснили, откуда на Марсе загадочное гигантское облако. Это необычное явление сначала поставило исследователей в тупик.

В 2012 году астроном-любитель увидел на Марсе странное явление на высоте 250 км от его поверхности. Шлейф простирался над площадью в 500 тыс. кв. км. Для его появления потребовалось десять часов, а исчез он через десять суток. Важно отметить, что необычное явление наблюдалось намного выше той области, где вода и углекислый газ могли бы способствовать формированию облаков.

Сейчас исследователи, представляющие миссию Mars Express, выяснили природу этого явления. Местом расположения шлейфа стала ионосфера: здесь газовая оболочка Красной планеты контактирует с заряженными частицами, исходящими от нашего светила. Выяснилось, что странное гигантское облако появилось примерно тогда, когда можно было наблюдать выброс коронарной массы на Солнце. Это изменило космическую погоду, что, в свою очередь, привело к кратковременному увеличению скорости утечки плазмы (с образованием шлейфа) из марсианской атмосферы.

Необычное облако на Марсе / ©ESA

В 2003 году EKA отправило к Марсу межпланетную автоматическую станцию Mars Express, на борту которой был спускаемый аппарат Beagle 2. 25 декабря 2003 года он успешно сел на поверхность Красной планеты. Миссия помогла ученым ответить на важные вопросы, касающиеся марсианской атмосферы.

За последние годы ученые довольно много узнали об атмосфере Красной планеты. Этому, в частности, поспособствовал американский искусственный спутник MAVEN, запущенный в 2014 году. Используя полученные им данные, американские ученые предположили, что исчезновение большей части густой атмосферы на Марсе связано с солнечными вспышками. Выяснилось, что солнечный ветер, «обволакивая» на своем пути Красную планету, каждую секунду «срывает» с нее и уносит в космос примерно 100 г газообразных веществ. Расчеты американских исследователей показали, что за несколько миллиардов лет солнечный ветер способен удалить массу газообразных веществ, которая эквивалентна сегодняшней марсианской атмосфере. Красная планета, по мнению, экспертов, лишилась большей части своей атмосферы примерно 3,7 млрд лет назад.

А недавно другая команда ученых попыталась разгадать «марсианскую» тайну, связанную с присутствием метана в атмосфере Красной планеты. Как известно, на Земле его основным источником являются живые организмы.

Археологи обнаружили в греческом лесу остатки храма и обломки статуй.

Второго декабря, в 03:31 (мск), должен состояться запуск ракеты-носителя «Союз-СТ-Б» с аппаратами Galileo. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.