Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
06.11.2015
Редакция Naked Science

NASA раскрыло тайны атмосферы Марса

Наблюдения американского космического агентства показали, что в исчезновении большей части густой атмосферы Марса виноваты вспышки на Солнце. Кроме того, солнечный ветер уносит с Красной планеты около 100 граммов газообразных веществ каждую секунду.

110515_cc_maven_free

Американское агентство NASA опубликовало результаты научных наблюдений, сделанных при помощи зонда MAVEN. О новых открытиях, в частности, сообщает журнал Science.

Наблюдения NASA показывают, что солнечный ветер, обволакивая на своем пути Марс, ежесекундно «срывает» с него и уносит в космос около 100 граммов газообразных веществ. Речь идет о потоке заряженных частиц, в основном протонов и нейтронов, которые несутся со скоростью более 1,6 млн км/ч. «В течение пары миллиардов лет ветер может удалить массу газообразных веществ, эквивалентную сегодняшней марсианской атмосфере», – говорит руководитель миссии Брюс Якоски из Университета Колорадо в Боулдере (США).

Исследователи полагают, что планета лишилась большей части своей атмосферы около 3,7 млрд лет назад. В этом, по мнению ученых, могли быть виноваты вспышки на Солнце, во время которых скорость убегания марсианского воздуха в космос увеличивается на порядки. Так, 8 марта 2015 года, во время мощного выброса коронального вещества на Солнце, инструменты MAVEN зафиксировали явления Фарадея (магнитное вращение плоскости поляризации), вытягивавшиеся в космическое пространство в виде завитков высотой 5 тыс. км. Во время этого выброса скорость оттока ионов в открытый космос увеличилась более чем в 10 раз. В прошлом подобные бури на Солнце происходили гораздо чаще, что может объяснять, почему атмосфера Марса, не защищенная магнитным полем, в 110 раз более разреженная, чем воздушная оболочка Земли.

Кроме того, ученые открыли, что атмосфера Марса в целом содержит в себе больше кислорода, чем ожидали увидеть ранее. Его доля в воздухе очень сильно колеблется от одной точки к другой, что планетологи связывают, в частности, с разной намагниченностью коры Марса. Наконец, исследователи рассказали о недавно замеченном на Марсе на высоте 60 км сиянии: это явление по своей природе, по словам ученых, не отличается от полярного сияния на Земле. Только на Марсе оно вызвано не магнитными полюсами, а остаточным магнитным полем коры планеты. Поэтому «марсианское сияние» более рассеянное и равномерно распределенное в атмосфере.

Зонд MAVEN был отправлен к Марсу в ноябре 2013 года с целью изучить структуру и поведение атмосферы Красной планеты. В сентябре 2014 года MAVEN прибыл к Марсу и начал его изучение. MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution Mission) весит почти 2,5 тонны и сопоставим с габаритами автобуса. Стоимость всего проекта оценивается в 670 млн долларов.