Высыхание морей может увеличивать вулканическую активность — Naked Science
03.10.2017
Редакция Naked Science

Высыхание морей может увеличивать вулканическую активность

Стремительное обмеление Средиземного моря несколько миллионов лет назад снизило давление земной коры в регионе, из-за чего вулканы извергались вдвое чаще и интенсивнее.

Пять миллионов лет назад закончился самый нестабильный период в истории Средиземного моря, продолжавшийся миллион лет, – Мессинский пик солености. За это время море успело полностью высохнуть и снова наполниться водой восемь раз. В самые сухие периоды территория, сейчас скрытая под водой, представляла собой гигантский солончак, возможно, с тремя-четырьмя большими озерами.

Началось все из-за геологической активности в районе мелководного пролива, отделявшего Средиземное море от Атлантики до образования Гибралтара. Дно пролива поднялось выше уровня моря, и последнее оказалось отрезанным от Мирового океана. Средиземное море медленно (на протяжении тысяч лет) мелело и испарялось. Речной сток не компенсировал испарение.

Белая линия – современное побережье Средиземного моря. Красные пунсоны – вулканически активные районы. Размер пунсона показывает, насколько активность вулканов в данном районе в мессинский пик солёности отличалась от рассчётной.

Вода уходила, и давление на земную кору значительно ослабевало. Это, согласно предположению геофизиков из Женевского университета, могло стимулировать выбросы магмы на поверхность. Ученые доказывают, что резкое и значительное (в абсолютных показателях) снижение уровня моря могло быть причиной повышенной вулканической активности в Средиземноморье. Вулканы этого региона извергались тогда почти вдвое чаще, чем можно предположить

Созданная учеными математическая модель показывает, как изменение водной нагрузки меняет давление горных пород на каналы, по которым магма поднимается к поверхности. Коллеги швейцарских геофизиков отмечают, что исследование предлагает новый взгляд на взаимосвязь между климатическими и геологическими процессами.

Исследование опубликовано в журнале Nature Geoscience.