Волонтеры помогли орнитологам понять эволюцию клювов — Naked Science

Волонтеры помогли орнитологам понять эволюцию клювов

Международная группа ученых провела крупнейшее исследование эволюции птичьих клювов с помощью краудсорсинга. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

chouette_crane_2

Птицы (Aves) представляют собой класс теплокровных яйцекладущих позвоночных, который насчитывает 10 672 вида. Одной из отличительных особенностей птиц является наличие клюва — органа, который сформирован из удлиненных челюстей в рамфотеке. Формы клювов крайне разнообразны и сильно зависят от пищевой специализации. Однако их эволюция изучена недостаточно.

Чтобы восполнить пробел, ученые из Университета Шеффилда и других учреждений провели 3D-сканирование клювов музейных экспонатов птиц. В выборку вошло около двух тысяч видов (более 97 процентов современных родов) животных. Для обработки данных авторы создали сайт, посетители которого могли расставить метки на границах клювов, — это упростило сравнение форм.

Расстановка меток на клюве китоглава / ©Christopher R. Cooney et al., Nature, 2017

На основе меток исследователи построили филогенетическое древо, а также оценили скорость морфологических изменений. Результаты показали, что эволюционно крайние варианты форм возникали с очень высокой скоростью. После этого, менее быстро и выраженно, появлялись незначительные изменения. Этот этап соответствовал заполнению узких экологических ниш.

Примечательно, что ряд птиц оказался исключением из этого правила: высокая скорость эволюции сохраняется в их случае даже на поздних этапах. Например, к таким ученые отнесли галапагосских вьюрков (Geospizinae) и гавайских цветочниц (Drepanidini). Они также отметили, что полученные данные подтверждают гипотезу Дарвина о том, что скорость эволюции связана с условиями адаптации.