Ученые: вакцина не спасет от нового штамма вируса полиомиелита — Naked Science
10.11.2014

Ученые: вакцина не спасет от нового штамма вируса полиомиелита

В 2010 на территории Конго вспыхнула эпидемия полиомиелита, характерная высокой смертностью заразившихся. Ученые выяснили, что мутация вируса привела к тому, что теперь вакцина бессильна.

polio

Вакцинация привела к тому, что за тридцать лет удалось на 99% снизить количество случаев заболевания полиомиелитом. Однако в 2010 году на территории Республики Конго разразилась настоящая эпидемия, причем смертность от полиомиелита достигала 47%.

Поначалу специалисты сетовали на недоступность вакцины для жителей Конго. Но настоящая причина эпидемии крылась в другом. Группе ученых, в которую входили эксперты французского Института Исследований и Разработок, удалось выявить ответственный за эпидемию вирус и секвенировать его геном. В результате анализа были выявлены неизвестные до сих пор мутации белковой оболочки вируса.

Иммунная система привитых пациентов должна вырабатывать антитела, способные бороться с заболеванием. Однако мутация привела к тому, что антитела не могут больше распознавать вирус.

Ученые решили проверить эффективность стандартной вакцины на образцах крови привитых пациентов. Оказалось, что в 15-30% случаев вакцина неэффективна (всего в эксперименте участвовало 60 человек). Правда, столь удручающая картина характерна лишь в случае с новым мутировавшим штаммом вируса полиомиелита.

Полиомиелит представляет собой высокоинфекционное заболевание, которое поражает нервную систему и за считанные часы может вызывать общий паралич. До 10% парализованных погибают из-за паралича дыхательных мышц. В основном вирус полиомиелита поражает детей в возрасте до пяти лет.

Исследователи предупреждают, что возможно появление других мутаций вируса полиомиелита. Для предупреждения новых эпидемий специалисты рекомендуют проводить тщательный клинический мониторинг и мониторинг окружающей среды.