В Сибири нашли первые на территории России яйца динозавра — Naked Science
13.11.2017

В Сибири нашли первые на территории России яйца динозавра

Российские палеонтологи сделали уникальную для России находку – два яйца маленького динозавра начала мелового периода.

snimok_ekrana_2017-11-13_18-58-29

Окаменевшую скорлупу двух яиц динозавра обнаружили возле деревни Шестаково на юге Кемеровской области в геологической формации Илек в слое, сформировавшемся 145–100 миллионов лет назад, в начале мелового периода.

Определить вид животного по яйцу, как правило, невозможно, если только рядом не сохранились останки взрослых особей. Для классификации таких находок существует собственная, условная, таксономия. Кемеровское яйцо отнесли к роду Prismatoolithus. Поскольку структура скорлупы кемеровского яйца несколько отличается от структуры скорлупы других яиц, отнесенных к этому роду, российские ученые предложили отнести находку к новому виду – Prismatoolithus ilekensis (род и вид служат для классификации яиц, не взрослых животных). Известно, что яйцо отложила самка представителя отряда теропод, троодонтида или протоптица. Длина яиц составляет немногим более 2 сантиметров, что указывает на небольшие размеры взрослой особи.

Толщина скорлупы яйца составляла всего 300–330 микрон. Яйцо сохранилось достаточно хорошо, чтобы ученые смогли рассмотреть три слоя скорлупы: мамиллярный, призматический и внешний; скелет зародыша не сохранился.

Местность, где обнаружили яйцо динозавра, богата палеонтологическим материалом; там же, в формации Илек, возле деревни Шестаково, в 2006 году были найдены останки пситтакозавра Psittacosaurus sibiricus – самого крупного из известных представителей своего рода и одного из немногочисленных динозавров, обитавших на территории современной России. Там же, в районе Шестаково, третья экспедиция Томского государственного университета обнаружила в 2008 году фрагменты скорлупы, сохранившиеся с начала мелового периода; до этого самыми старыми считались чукотские фрагменты яйца, датированные поздним мелом.

(A) Скорлупа яйца динозавра Prismatoolithus ilekensis под электронным микроскопом. (B) Радиальная проекция; ультраструктура скорлупы. Видны границы между тремя слоями – мамиллярным, призматическим и гладким внешним. (C), (D) Призматический слой крупным планом. Pavel P. Skutschas et al. Historical Biology, 2017.

Чаще всего яйца динозавров находят в Монголии, Китае и США. Старт этому направлению палеогерпетологии положила находка, сделанная американской экспедицией в Монголии в 1923 году; с тех пор было найдено много отдельных яиц и целых кладок; они позволили узнать многое о репродуктивной биологии древних ящеров: в частности, о том, что, подобно птицам, некоторые динозавры строили гнезда и заботились о детенышах. Яйца динозавров также стали главным аргументом в споре о теплокровности этих животных. Некоторые окаменевшие яйца оказались окрашены в синий цвет; синие пигменты, как считают ученые помогали поддерживать оптимальную температуру внутри яйца; подобной стратегией пользуются современные дрозды и другие птицы.

Работа с описанием находки опубликована в журнале Historical Biology.