07.04.2018
Редакция Naked Science

В России предложили запускать грузы с Марса с помощью «банджи-джампинга»

Российские специалисты предложили использовать для запуска космических аппаратов с поверхности Марса особую систему тросов. Концепция напоминает озвученную ранее идею космического лифта.

mars-space-planet-ss-1920
©Wikipedia / Автор: Messiena Lucretius

Согласно прогнозам специалистов, в будущем мы сможем стать свидетелями появления космического лифта. Он представляет собой концепцию гипотетического устройства, которое можно использовать для вывода грузов в космос без применения ракет. Речь идет о тросе, протянутом от поверхности Земли к расположенной на геостационарной орбите станции. Находящийся на орбите аппарат неподвижен относительно земной поверхности, его местоположение называют точкой стояния.

Сейчас российские инженеры предложили использовать некоторые из этих идей для организации стартов с Красной планеты. С материалами о новой системе запуска грузов со ссылкой на корпоративный журнал «Вестник» НПО им. Лавочкина нас знакомит РИА Новости.

В основе концепции — тросы, которые протянут с одного из спутников Марса: Фобоса или Деймоса. При этом специалисты предлагают сразу несколько вариантов системы. В первом космический аппарат производит самостоятельный старт с поверхности Марса, после чего осуществляется стыковка с концом троса и дальнейшее довыведение. Несмотря на кажущуюся сложность такого подхода, специалисты считают его более экономичным, чем «классический» способ пуска.

Второй вариант вообще не предполагает использование ракетной тяги. В этом случае производится автоматический захват тросом груза с марсианской поверхности. Полезную нагрузку хотят разместить на тросовой петле, которую подвесят на специальных мачтах. «Свисающий» с Деймоса или Фобоса трос сначала ее захватит, а затем подтянет с помощью специального устройства. В рамках данной системы также предлагают дополнить крюк планером, на борту которого будет лебедка с запасом троса. В роли месторасположения энергетической установки выступит один из спутников Марса. Трос, помимо всего прочего, послужит для передачи электроэнергии к грузу.

Напомним, не так давно в «марсианскую гонку» включилась компания Lockheed Martin, представившая идею нового космического корабля MADV (Mars Ascent/Descent Vehicle), который можно применять для посадок на Красную планету. Челнок рассматривают в качестве транспорта для околомарсианской орбитальной станции Mars Base Camp: ее проект был представлен Lockheed Martin летом 2016 года.