В молодой Солнечной системе могла иметься еще одна планета-гигант
12.08.2015

В молодой Солнечной системе могла иметься еще одна планета-гигант

На существование ныне исчезнувшей планеты указывает все больше «косвенных улик». Именно такое крупное тело могло заставить Нептун мигрировать от Солнца 4 млрд лет назад; именно оно могло привести к появлению загадочной группы ледяных тел в поясе Койпера, где пролегает орбита Плутона.

KBO_HiRes_CROP

Группа эта насчитывает около тысячи ледяных объектов, движущихся довольно тесной группой – для пояса Койпера это большая редкость. Поначалу астрономы предположили, что они стали обломками более крупного тела, разбитого случайным столкновением. Однако эта идея не смогла объяснить ни тесноту их связи, ни орбиту, плоскость которой примерно совпадает с орбитальной плоскостью планет Солнечной системы.

Зато объяснить это может гипотеза, выдвинутая американским астрономом Дэвидом Несворны (David Nesvorny), – «теория прыгающего Нептуна». Смоделировав движение этой группы ледяных тел, ученый «отмотал» происходящее в компьютерной модели на 4 млрд лет назад и обнаружил, что все эти объекты могли получить импульс от гравитационного поля Нептуна по мере того, как он мигрировал со своей первоначальной орбиты, находившейся куда ближе к Юпитеру и Сатурну.

Но что заставило двигаться сам Нептун – планету далеко не самую маленькую? По мнению ученого, тут могла действовать другая планета, причем не менее крупная. Ни Уран, ни Сатурн, ни Юпитер заподозрить в этом не получается – возможно, она уже погибла или просто бежала из Солнечной системы.

Еще в 2011 году Дэвид Несворны показал, что современные орбитальные характеристики тел Солнечной системы – включая многочисленные аномалии – прекрасно объясняются существованием в ее ранней истории пятой планеты-гиганта, позднее выброшенной за пределы своей «родины». Однако тогда это была лишь теоретическая работа, теперь же гипотеза Несворны получила доказательство – пусть и косвенное – в наблюдениях. «Пояс Койпера – это ключ, – говорит ученый. – Вы видите там структуры, и вы стараетесь понять, какие события могут привести к их появлению».