25.10.2013
Редакция Naked Science

В эволюции чёрных дыр и звёзд обнаружены сходства

Ученые нашли сходства в эволюции чёрных дыр и звёзд.   Специалисты из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics) обнаружили связь между накопленными массами чёрных дыр и звёзд, которые обращаются вокруг центра Галактики.   Ученые заметили, что пик активности наращивания массы чёрной дырой и формирования звёзд приходился практически на один и тот же период времени –...

1275238713_432200main_image_1607_800-600

Ученые нашли сходства в эволюции чёрных дыр и звёзд.

Ученые заметили, что пик активности наращивания массы чёрной дырой и формирования звёзд приходился практически на один и тот же период времени –  на 3 млрд лет назад. Сегодня этот процесс замедлен. Ученые считают, что эволюционный путь формирования чёрных дыр проходил параллельно с формированием звёзд. Правда,  многие специалисты не разделяют этого мнения, утверждая, что не существует никакой взаимосвязи, отмечая при этом, что физические механизмы, управляющие данными процессами, на сегодня не достаточно хорошо изучены.

Ученые выяснили, что формирование звёзд проходит за сотни миллионов лет относительно равномерно, а между тем активность аккреции на чёрную дыру в течение миллионов лет непрерывно меняется.  В связи с этим, получить данные для сравнения возможно только путем  усреднения показателей за очень длительный период.

При помощи космического рентгеновского телескопа Chandra и космических обсерваторий Spitzer и Herschel ученые исследовали 121 активную галактику. Снимки Chandra позволили определить средний показатель активности аккреции, а благодаря данным  Herschel удалось проанализировать температуру межзвёздной пыли и измерить активность формирования звёзд.

В результате данного исследования  астрофизики определили почти линейную зависимость между двумя казалось бы несвязанными явлениями. Связь между средней активностью аккреции чёрной дыры и формированием звёзд в широком диапазоне светимостей оказалась вполне ощутимой.

Составное изображение NGC 1068, одной из ближайших к нам и наиболее ярких галактик, которая отлично вписывается в модель, составленную гарвардскими астрофизиками