14.11.2015
Редакция Naked Science

Ученые нашли экзопланету с самыми сильными ветрами

Обнаружена экзопланета, на которой присутствуют сильнейшие ветра. Сами ученые говорят, что их сила примерно в двадцать раз превышает скорость движения любых земных воздушных потоков. Выводы были сделаны при помощи спектрографа High Accuracy Radial velocity Planet Searcher.

1280px-HD_189733b's_atmosphere

В центре нового исследования оказалась планета HD 189733 b, расположенная в созвездии Лисички. Она является ярко-голубым газовым гигантом, размеры которого можно сравнить с размерами Юпитера. Материнской звездой HD 189733 b является оранжевый карлик HD 189733, расположенный от Земли на расстоянии 63 световых лет. Планета находится очень близко к своей звезде, поэтому температура на светлой ее стороне достигает 930°С.

Но экзопланета примечательна не только этим. Ученые использовали спектрограф HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher) чилийской обсерватории Ла-Силья и выяснили силу ветра на HD 189733 b. Была исследована как дневная, так и ночная сторона планеты. Оказалась, что скорость ветра там достигает 2 км/с. Это примерно в двадцать раз быстрее потоков воздуха на нашей планете. Детально с результатами нового исследования можно ознакомиться в журнале Astrophysical Journal Letters, а краткий обзор доступен на сайте Университета Варвик.

Сильные ветры дуют и на планетах Солнечной системы. Так, в верхних слоях венерианской атмосферы их скорость достигает 83 м/с. На Марсе случаются пылевые смерчи, а на Юпитере в Большом красном пятне ветер может двигаться со скоростью 170 м/с. Скорость ветра на Сатурне, в свою очередь, достигает 375 м/с.

Астрономы также наблюдали ветра и на планетах вне Солнечной системы, однако HD 189733 b является одной из самых изученных среди них, поэтому ученым удалось сделать конкретные выводы.

Напомним, недавно другие исследователи заявили, что на газовом гиганте PSO J318.5-22 бушуют бури, похожие на Большое красное пятно Юпитера. Сама экзопланета относительно молода, и на ней есть облака из капель расплавленных силикатов и железа, так что там бывают настоящие «железные» бури. Эксперты шутя говорят, что в сравнении с этой планетой даже известная своей «негостеприимностью» Венера кажется приятным местом. PSO J318.5-22 примечательна также тем, что не имеет материнской звезды. Ученые полагают, что она была выброшена из своей родной системы гравитацией соседних тел.

Напомним, экзопланетами называют планеты, которые обращаются вокруг звезд, не являющихся Солнцем. Эти планеты малы и тусклы на фоне своих светил, поэтому их выявление связано с рядом трудностей.