Ученые зафиксировали «смертельный поцелуй» двух звезд — Naked Science
22.10.2015

Ученые зафиксировали «смертельный поцелуй» двух звезд

Астрономы с помощью телескопа VLT обнаружили систему VFTS 352 – необычную пару из двух крупных звезд, которые касаются друг друга и между которыми начался обмен материей. Этот «смертельный поцелуй», как назвали явление ученые, приведет к тому, что они либо сольются в одну гигантскую суперзвезду, либо взорвутся и превратятся в черные дыры.

Как сообщает Европейская южная обсерватория, расстояние между двумя светилами примерно равняется 12 млн км – это четверть дистанции между Солнцем и Меркурием. Причем звезды тяжелее нашего светила в 28,5 раза и в сотни тысяч раз ярче него.

Астроном Селма де Минк из Университета Амстердама и ее коллеги открыли эту пару светил, наблюдая при помощи телескопа VLT, установленного на высокогорном чилийском плато Чахнантор, за так называемой туманностью Тарантул – крупнейшим в окружающей Вселенной регионом звездообразования. Данные получены при помощи спектрографов (прибор для фотографирования спектров – ИФ) FLAMES и GIRAFFE.

Туманность Тарантул, расположенная не в нашей Галактике, а в ее спутнике – Большом Магеллановом Облаке, является домом для целого ряда крайне необычных и крупных светил. Например, недавно открытая звезда VFTS 102 вращается вокруг себя со скоростью в 2 млн км/час, ее родственница VFTS 682 в три миллиона раз ярче, чем Солнце, а их соседка R136a1 обладает рекордно высокой массой – она в 256 раз тяжелее нашего светила.

©youtube.com/European Southern Observatory

Система же VFTS 352, обнаруженная с помощью телескопа VLT, находится на расстоянии в 160 тыс. световых лет от Земли в туманности Тарантул созвездия Золотая Рыба. Расстояние между центрами звезд составляет 12 млн км. Оба небесных тела приблизительно равны по массе и совершают оборот вокруг общего центра масс приблизительно за одни земные сутки.

Обе звезды системы относятся к голубым гигантам, поэтому VFTS 352 является самой горячей и тяжелой из тесных двойных систем на сегодняшний день. Ученые говорят, что будущее этой системы довольно печально: составляющие ее звезды могут слиться в одно целое, но, скорее всего, взорвутся и образуют две черные дыры.

«Если звезды достаточно хорошо «перемешаются», то, возможно, они сохранят свои размеры, а система VFTS 352 избежит слияния и превращения в гигантскую мегазвезду. Это приведет светила к новому эволюционному пути, который полностью отличается от классического развития звезд. В случае с VFTS 352 компоненты системы, скорее всего, окончат свою жизнь взрывом суперновой и превратятся в пару черных дыр, которые станут источником сильнейшей гравитации», – рассказала Селма де Минк.