11.12.2018
Редакция Naked Science

Ученые выяснили, почему потребление красного мяса может увеличить риск развития сердечных заболеваний

В ходе параллельных исследований сотрудники Кливлендской клиники выявили новые механизмы, которые показывают, почему регулярное потребление красного мяса может увеличить риск развития сердечных заболеваний и какова роль кишечных бактерий в этом процессе.

1450626604_1433241173_758-fbpost

Исследование группы ученых под руководством доктора медицинских наук Стэнли Хэйзена (Stanley Hazen), заведующего кафедрой клеточной и молекулярной медицины в Научно-исследовательском институте Лернера при клинике Кливленда, основано на предыдущей работе, в которой показано, что ТМАО (триметиламин N-оксид) — побочный продукт кишечных бактерий, образующийся в процессе пищеварения — может привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, включая приступы и инсульты. TMAO производится, когда кишечные бактерии переваривают холин, лецитин и карнитин — питательные вещества, которые в изобилии содержатся в продуктах животного происхождения, среди которых — красное мясо и печень.

В новом исследовании, опубликованном в European Heart Journal, ученые демонстрируют, что диета, богатая красным мясом в качестве основного источника белка, значительно повышает уровень циркулирующего ТМАО по сравнению с диетами с белым мясом или немясным источником белка. Выяснилось, что регулярное потребление красного мяса усиливает выработку ТМАО кишечными микробами и снижает эффективность выведения его почками, что связано с развитием атеросклероза и осложнений сердечных заболеваний.

В исследовании участвовали 113 добровольцев, которым в случайном порядке назначили разные виды питания: с красным или белым мясом либо без мяса вообще (вегетарианская диета), причем протеины составляли 25 процентов от их ежедневного количества калорий.

После месяца диеты, содержащей красное мясо, подавляющее большинство волонтеров испытывали повышение уровня ТМАО в крови и моче. В среднем уровни ТМАО в крови увеличивались примерно в три раза по сравнению с остальными испытуемыми, при этом у некоторых наблюдался более чем десятикратный рост. Однако после того, как пациенты перестали есть красное мясо, уровень ТМАО в крови и моче в течение следующего месяца заметно снизился.

Исследование также показало неожиданные результаты, свидетельствующие о том, что выбор того или иного рациона воздействует на работу почек, влияя на их эффективность в удалении различных соединений.

«Это первое исследование, которое показывает, что почки могут с разной эффективностью выводить из организма различные соединения, в зависимости от диеты, кроме солей и воды. Мы знаем, что образ жизни пациента имеет решающее значение для состояния его сердечно-сосудистой системы, и эти результаты основаны на наших предыдущих исследованиях связи TMAO с сердечными заболеваниями. Они дают дополнительные доказательства того, как диетические вмешательства могут стать эффективной стратегией лечения для снижения уровней TMAO и последующего риска развития  сердечных заболеваний», — утверждает Хэйзен.

В другом исследовании, опубликованном в Journal of Clinical Investigation, доктор Хэйзен с коллегами описал новую потенциальную методику для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний путем углубления в кишечный микробный путь, который превращает карнитин в ТМАО.

Исследователи выяснили, что карнитин — питательное вещество, содержащееся в красном мясе — превращается в ТМАО в кишечнике при двухэтапном процессе, которому способствуют различные кишечные бактерии. Команда обнаружила, что первый шаг одинаков и у мясоедов, и у вегетарианцев, однако на втором этапе формирование TMAO значительно усиливается у первых. Затем специалисты показали, что ежедневная добавка карнитина может стимулировать выработку ТМАО даже у вегетарианцев, которые продолжают придерживаться обычной диеты.

Ученые надеются разработать новые методы лечения, чтобы не только остановить процесс прогрессирования сердечно-сосудистых заболеваний, но и вовсе предотвратить их развитие.