26.10.2017
Редакция Naked Science

Ученые выделили ключевую молекулу в запахе крови

Пахучие молекулы E2D вызывают точно те же реакции, что и свежая кровь: у хищников – агрессивное возбуждение, у их жертв – тревогу и страх, воздействуя и на волков, и на мух, и на людей.

wolf-eyes-wallpaper

На хищных млекопитающих запах свежей крови действует безотказно, вызывая возбуждение и охотничий раж. У их обычных жертв реакция ровно противоположная, запаха крови они не любят и боятся. Психологу из нидерландского Университета Неймегена Артину Аршамяну (Artin Arshamian) и его коллегам удалось выделить и испытать вещество, которое создает такое поведение. Их статью публикует журнал Scientific Reports.

Стоит заметить, что сам запах, который мы ощущаем, создает целый спектр молекул, присутствующих в крови. Однако E2D (транс-4,5-эпокси-(E)-2-деценаль) оказался уникален тем, что сам по себе, в отсутствие других веществ крови, запускает то же поведение. Ученые проверили его действие на различных хищниках – волках, тиграх и диких собаках, а также на их жертвах.

«Находка уникальна, – говорит Артин Аршамян, – она впервые показывает, как одно-единственное химическое соединение может иметь противоположные функции, предсказуемо стимулируя сближение или избегание в паре хищник-жертва, причем у разных таксономически далеких видов. Что важно, это первый химический сигнал, действующий и на людей, и на других животных».

Ученые показали, что E2D образуется в ходе распада содержащихся в крови жиров, попадающих на воздух из открытой раны. Впервые его выделили в 2014 г. и уже тогда обнаружили яркое воздействие этого вещества на хищных млекопитающих. В новой работе аналогичный эффект был продемонстрирован даже для кровососущих двукрылых насекомых, тогда как мыши активно избегали запаха E2D.

Были проведены тесты и на людях. 40 здоровых добровольцев показали почти одинаковую реакцию отвращения, слегка отклоняясь каждый раз, когда на лицо подавали спрей с раствором E2D. Более того, мы оказались довольно чувствительны к этому запаху: реакция появлялась при концентрации летучего вещества менее 1 к триллиону. Для сравнения стоит отметить, что большинство пахучих веществ начинают ощущаться нами начиная с концентраций 1 к миллиарду, а иногда и к миллиону.

По-видимому, эта чувствительная реакция остается нашим видовым наследием, оставшимся с тех не таких уж и далеких времен, когда предки человека еще не могли похвастаться полным доминированием над хищной природой, и сами служили целью охотящихся млекопитающих.