Ученые угостили осьминогов «экстази», чтобы исследовать механизмы эмпатии

Ученые угостили осьминогов «экстази», чтобы исследовать механизмы эмпатии

Способность МДМА стимулировать просоциальное поведение у осьминогов указала на древность механизмов действия серотонина.

octopus0

Среди прочих эффектов приема психоактивного вещества МДМА (экстази) нередко отмечают выраженное просоциальное поведение и неуемное дружелюбие. Считается, что это связано с накоплением в синапсах серотонина — «гормона счастья», который играет большую роль в укреплении социальных отношений, стимулируя эмпатию. МДМА подавляет работу транспортного белка, который в норме удаляет «отработавшие» молекулы серотонина из межнейронных соединений-синапсов.

Несколько лет назад биолог из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса Эрик Эдсингер (Eric Edsinger) стал одним из соавторов работы по установлению последовательности ДНК осьминогов Octopus bimaculoides. Анализируя ее, ученые обнаружили, что и у головоногих есть ген, близкий к человеческому гену транспортного белка SERT.

Это дало возможность напрямую проверить, участвует ли серотонин в стимулировании просоциальной активности у осьминогов. Ведь если это так, то механизм должен быть невероятно древним: эволюционные пути млекопитающих и головоногих разошлись более полумиллиарда лет назад. Результаты работы Эдсингер с коллегами представили в журнале Current Biology.

Осьминога O. bimaculoides поместили в центральный отсек аквариума, за одной перегородкой которого находилась интересная для любознательных головоногих игрушка, а за другой — сородич, привязанный сетью, чтобы он не мог вмешаться в ход эксперимента. Для начала у подопытных осьминогов измерялся «базовый» уровень дружелюбия — исходя из интереса, который моллюск проявлял к тому или иному отсеку аквариума, и времени, проведенного в нем. Стоит сказать, что этот уровень, по нашим меркам, невысок: почти все осьминоги — исключительные одиночки.

Постановка эксперимента / ©Edsinger & Dölen, 2018

В ходе опытов осьминогов на 10 минут помещали в емкость, содержавшую слабый раствор МДМА, а затем — в экспериментальный аквариум. И действительно, в сравнении с базовыми показателями такие головоногие проявляли неожиданную общительность и больше времени посвящали общению с неожиданным «соседом», активно трогая его щупальцами.

«Несмотря на анатомическую разницу между мозгом человека и осьминога, мы показали, что между ними существует немало сходств в работе гена белка — транспортера серотонина», — добавляют авторы работы.

Гидроксихлорохин, использующийся при лечении малярии, показал высокую эффективность против вируса SARS-CoV-2, особенно в сочетании с антибиотиком азитромицином. Правда, делать выводы о появлении потенциального препарата против этого патогена еще очень рано. Неясны также и причины по которым лекарства, созданные совсем от других болезней, могут оказаться эффективными против нового вируса.