Ученые: технологии провоцируют резкий рост количества мужчин
26.04.2016

Ученые: технологии провоцируют резкий рост количества мужчин

Крупнейшее в мире исследование человеческой Y-хромосомы, проведенное под эгидой геномного исследовательского центра Института Сенгера, выявило интересную закономерность в демографических взрывах мужского населения на пяти континентах и их зависимость от развития технологий.

13804668974_146ebb9428_k

Как сообщает Phys.org, результаты исследования, в котором приняли участие 42 ученых, были опубликованы в журнале Nature Genetics. Исследователи проанализировали более 1,2 тыс. Y-хромосом у представителей 26 народов со всего мира, используя данные, полученные в ходе проекта «1000 геномов» (1000 Genomes Project). Напомним, участники этого международного проекта, стартовавшего еще в 2010 году, намеревались составить первый в истории «каталог» вариаций генома, вызывающих, в частности, различные болезни. Сейчас он используется в качестве базы для различного рода научных изысканий. К примеру, не так давно с его помощью ученые обнаружили так называемый «ген вегетарианства».

В ходе нынешнего исследования Y-хромосомы ученые обнаружили более 60 тыс. различных позиций измененной «буквы ДНК» (в молекулах ДНК и РНК нуклеотиды выстраиваются в цепочки и, таким образом, получаются последовательности генетических «букв»), а также свыше тысячи более сложных вариантов ДНК. «Эти сведения представляют собой богатый и публично доступный источник для дальнейших генеалогических, исторических и криминалистических исследований», – отметил доктор Дэвид Позник из Стэнфордского университета.

По словам ученых, Y- хромосомы могут многое рассказать о жизни наших предков. Они передаются от отца к сыну и отвечают за мужские особенности и поведение. Команда исследователей, демонстрируя хромосомную связь, построила из 1,2 тыс. Y-хромосом целое «генеалогическое дерево». «Как и ожидалось, все они (Y-хромосомы) происходят от одного человека, который жил около 190 000 лет назад», – резюмировали ученые. Самое интригующее в исследовании, по их мнению, было то, что некоторые «отростки» этого дерева являлись на самом деле «кустами» с многочисленными «ветвями», растущими из одной точки.

По данным исследования, в развитии мужского населения было несколько демографических взрывов. Первые из них произошли в диапазоне от 55 до 50 тыс. лет назад в Европе и Азии, а также около 15 тыс. лет назад в Северной и Южной Америке. Позже такие всплески отмечались в Африке, Западной Европе, Южной и Восточной Азии, а также в диапазоне между 4 тыс. и 8 тыс. лет назад к югу от Сахары. Этим демографическим взрывам нашлось интересное объяснение. «Они (демографические вспышки мужского населения) могли возникнуть в связи с достижениями в области технологий, которые контролировали небольшие группы людей. Это мог быть колесный транспорт, металлообработка и даже организованные военные операции», – заявил руководивший исследованием доктор Крис Тайлер-Смит из Института Сенгера.