23.01.2020
80 648

Ученые определили возможный первоисточник коронавируса 2019-nCoV

Специалисты подтвердили, что очагом возникновения инфекции стал оптовый рынок в городе Ухань, где продавали не только морепродукты, но и животных, в том числе змей и летучих мышей. Именно они могли быть источниками опасного коронавируса.

Врачи транспортируют пациента, больница города Ухань, 17 января / © Getty Images

Новый тип коронавируса из Китая, в последние недели всколыхнувший мировую общественность, мог передаться к человеку от змеи, которая съела зараженную летучую мышь. Так установил генетический анализ, проведенный китайскими учеными.

Ранее власти КНР заявляли, что очаг возникновения инфекции располагался на оптовом рынке Хуанань в густонаселенном городе Ухань (провинция Хубэй): там же могли незаконно торговать животными, в том числе змеями, летучими мышами, сурками, кроликами и так далее. Первые случаи заражения были выявлены именно среди людей, которые были либо продавцами на этом рынке, либо постоянными покупателями. Торговую точку закрыли и дезинфицировали еще 1 января, однако вирус уже начал распространяться и вскоре вышел за пределы КНР.

Закрытый рынок Хуанань / © France 24
Закрытый рынок Хуанань / © Getty Images

В новом исследовании, опубликованном в Journal of Medical Virology, ученые заявляют, что первоисточником 2019-nCoV могли стать летучие мыши: точнее, змея, которая до этого съела зараженную летучую мышь, а потом попала к человеку на обеденный стол. Как объясняют исследователи, передача вируса от животного к человеку не является чем-то сенсационным и новым: геморрагическая лихорадка Эбола и вирус Зика — известные примеры вирусов, которые пришли к человеку от животных.

Кроме того, специалисты установили, что 2019-nCoV относится к тому же семейству вирусов, что и SARS-CoV (тяжелый острый респираторный синдром, или атипичная пневмония), и MERS-CoV (ближневосточный респираторный синдром): они классифицируются как зоонозные инфекции, то есть нулевые пациенты переняли их непосредственно от определенных видов животных.

Чтобы выяснить, мог ли 2019-nCoV перейти к человеку этим же путем, Вэй Цзи и его коллеги из Пекинского университета сравнили геномы пяти образцов нового вируса с 217 ему подобными, из разных регионов и от разных носителей. Согласно выводам, коронавирус, бушующий в Китае, произошел от другого коронавируса неизвестного происхождения, смешанного с еще одним типом коронавируса, который был обнаружен у летучих мышей. К тому же 2019-nCoV больше всего генетически совпадает с типами вирусов, носителями которых являются змеи.

«Рекомбинация в белке, связывающем вирусный рецептор, могла сделать возможной межвидовую передачу от змеи к человеку», —утверждают авторы работы.

Торговля змеями на одном из китайских рынков / © Getty Images

Питер Рабинович, сотрудник Университета Вашингтона в Сиэтле, подтверждает, что новый вирус мог образоваться в результате объединения вирусов от летучих мышей и змей: такое возможно, если два вида животных содержатся вместе в тесных помещениях — и именно такие условия наблюдаются на больших рынках.

Тем не менее пока остается загадкой, каким образом гибрид вирус мог адаптироваться как к хладнокровным, так и к теплокровным хозяевам. Ученые делают оговорку, что это предварительные выводы, исследование продолжается.

В крупных аэропортах все пассажиры из Азии проходят проверку / © Getty Images

Комитет по чрезвычайным ситуациям Всемирной организации здравоохранения 22 января провел экстренное заседание, посвященное распространению нового типа коронавируса. После встречи руководство ВОЗ заявило: пока что объявлять режим ЧС из-за вспышки пневмонии преждевременно, так как требуется больше информации о вирусе.

Тем временем число жертв 2019-nCoV достигло 17 человек, еще выявлено около 600 случаев заражения. Заболевшие в том числе есть в Японии, США, Южной Корее и Таиланде, последними к этому списку сегодня присоединились Сингапур, Вьетнам и Саудовская Аравия.

С сегодняшнего дня город Ухань стал фактически изолированным: власти объявили о приостановке работы общественного транспорта, вокзалов и аэропортов. Местным жителям рекомендуется не покидать свои дома, а случае проявления симптомов (температура, кашель, озноб, одышка), незамедлительно ехать в больницу. Начиная с полуночи 24 января аналогичный режим будет действовать в Хуангане (он располагается в той же провинции Хубэй), где проживают более семи миллионов человек.