Эксперты о квантовых компьютерах
15.08.2016

Ученые обнаружили первый метеорит, прилетевший с дальних границ Солнечной системы

Новая работа подтверждает гипотезу об уникальном происхождении метеорита Тагиш – далеком поясе Койпера.

557996main_tagish-lake-meteorite

Метеорит, упавший в Канаде в 2000 году, оказался гостем из пояса Койпера. Древнее, необычайно редкое небесное тело сохранило свидетельства о ранних и весьма драматичных этапах жизни Солнечной системы. Об этом рассказывает статья, опубликованная в The Astronomical Journal ученым из Юго-западного научно-исследовательского института в Техасе Дэвидом Несворны (David Nesvorny) и его коллегами из Чехии.

В отличие от обычных железных и углеродистых метеоритов, такие тела, в заметной доле сложенные изо льда, – почти рыхлые и моментально испаряются при входе в земную атмосферу. Примерно то же произошло и зимой 2000 года над лесным озером Тагиш в канадской провинции Британская Колумбия: метеорит, первоначальные размеры которого оцениваются примерно в 5 м, в полете почти полностью исчез. Однако остатки массой в несколько килограммов достигли земной поверхности и весьма озадачили ученых. На метеорит его состав был совершенно непохож.

Все до одного из тысяч и тысяч метеоритов, найденных на Земле и изученных астрономами, прилетели к нам из главного пояса астероидов, расположенного между орбитами Марса и Юпитера. Но странности метеорита Тагиш могут объясняться лишь его «неправильным» происхождением – областями пояса Койпера, обителью комет за орбитой Нептуна. Если Несворны и его соавторы правы, Тагиш станет первым таким телом.

В самом деле, состав этого метеорита оказался близок к астероидам редкого класса D – очень темным, богатым углеродом (а возможно, и органикой) вперемежку с водяным льдом. До сих пор такие тела удавалось лишь наблюдать в космосе, причем на приличном удалении от Солнца. Они начинают появляться на расстоянии примерно втрое большем, чем радиус орбиты Земли, зато встречаются вплоть до самых дальних окраин. Это позволяет предполагать, что они происходят оттуда, из пояса Койпера, и лишь иногда в силу случайных сил мигрируют ближе к Солнцу.

Проведя компьютерное моделирование ранних этапов жизни Солнечной системы, ученые показали, что новорожденные гигантские газовые планеты – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – в процессе стабилизации орбит могли выполнить роль «пылесосов», притянув все обломки, остатки и пыль на всем пространстве вплоть до пояса Койпера, а некоторые из них «смели» к его внутреннему краю, в главный пояс астероидов.

По мнению астрономов, это могло дестабилизировать и ускорить поле множества мелких тел внешней Солнечной системы, словно пылинки, запущенных в полет в ее внутренние области. Одним из них мог оказаться и метеорит, родившийся еще 4 млрд лет назад, а 16 лет назад упавший в Канаде.