Ученые нашли нейронный коррелят восприятия времени

Португальские ученые показали, что дофаминергические нейроны черной субстанции могут регулировать субъективное восприятие времени. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

Известно, что у человека восприятие времени является переменной величиной и зависит от многих факторов, например мотивации и внимания. Кроме того, показатель может меняться в результате ряда заболеваний, в частности болезни Паркинсона, — при этом у пациента наблюдаются нарушения в работе среднего (в черной субстанции) и конечного (в полосатом теле) мозга, связанные с дофаминергическими нейронами. Но механизм, который лежит в основе восприятия времени, до сих пор неизвестен.

Чтобы восполнить пробел, ученые из Центра исследования неизвестного провели три серии экспериментов на мышах. На первом этапе животных обучали определять временной интервал между звуковыми сигналами (менее или более 1,5 секунд). Затем дофаминергические нейроны части мышей инактивировали и повторяли испытания. На третьем этапе авторы манипулировали активностью нервных клеток среднего мозга особей с помощью оптогенетики. Это позволило быстро переключать нейроны между разными режимами.

Результаты показали, что при активации нейронов мыши были склонны недооценивать временной интервал между стимулами, тогда как при инактивации его длительность переоценивалась. Это указывает на то, что изменений в работе нейронов черной субстанции достаточно для регуляции восприятия времени. Ученые, однако, отмечают, что об экстраполировании данных на человека речь пока не идет: эксперименты на животных позволяют выявить только внешнее поведение, но не их субъективное восприятие.

Аватар пользователя AlexBran