03.02.2017
Редакция Naked Science

Ученые испытали методику омоложения со смертельным исходом

Исследователи разработали новую методику, позволяющую омолодить организм мышей. Правда, ее использование ведет к образованию опухолей, от которых грызуны умирают.

c57bl_cage1
©Wikipedia / Автор: Pinaria Caprarius

Клетки зародыша и эмбриональные стволовые клетки можно считать «бессмертными» с точки зрения биологии. В адекватной среде они могут существовать неограниченно долго и бесконечно делиться. Если же говорить о клетках взрослого человека, то уже через 40–50 циклов деления они вступают в фазу старения и постепенно перестают делиться. Сейчас ученые связывают наступление старости именно с накоплением в организме таких «престарелых» клеток. Однако, стоит сказать, что они снижают вероятность развития рака.

Не так давно исследователи испытали методику, которая временно воздействует на гены, ответственные за рост стволовых клеток. Используя ее, ученым удалось «омолодить» не отдельные клетки и культуры, а отдельно взятых мышей целиком. Впрочем, тогда выводы специалистов были восприняты многими экспертами скептически. И сейчас исследователь из Испании Мария Бласко (Maria Blasco) и ее коллеги решили перепроверить результаты. Они применили собственную методику отключения генов Oct4, Sox2, Klf4 и cMyc, которые отвечают за превращение сформировавшихся клеток в аналоги стволовых клеток зародыша.

Стволовые клетки эмбриона / ©Wikimedia

Для эксперимента были использованы «модифицированные» мыши, у которых отвечающие за трансформацию клеток гены активировались при приеме антибиотика доксициклина. Ученые выяснили, что активация «обратного взросления» клеток в организме грызуна ведет к увеличению теломер их хромосом: иными словами, методика действительно позволяет «омолодить» животное.

При этом участвующие в эксперименте мыши быстро умирали, так как перепрограммирование соматических клеток делало их злокачественными. Отметим, что между стволовой и раковой клетками действительно есть много общего. Последняя, как известно, также способна делиться неограниченно долго. Исследователи надеются, что их эксперимент позволит узнать больше о механизме развития раковых заболеваний.