Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
Редакция Naked Science

Жуки помогли понять природу гомосексуальности

Ученые выяснили, что гомосексуальность может давать некоторым видам определенное эволюционное преимущество.

Исследователи долгие годы не могут понять, почему определяющие гомосексуальное поведение гены остаются, а не исчезают. Ведь они, казалось бы, не дают виду никаких преимуществ. Однако специалисты, представляющие шведский Уппсальский университет, выяснили, что это не совсем так. Результаты исследования были опубликованы в издании BMC Evolutionary Biology, а краткий обзор доступен на EurekAlert!

В роли «подопытных» выступили жуки Callosobruchus maculatus. Это крохотные насекомые, длина тела которых не превышает 4 мм. Особенностью этих жуков является то, что они почти не имеют склонности к однополым связям. Однако в рамках эксперимента исследователи вывели насекомых, которые были более подвержены гомосексуальности. В рамках нового исследования выяснилось, что, так как самцы и самки делят между собой подавляющее число генов, гены гомосексуальности могут привести к однополому поведению самцов, но при этом способствовать фертильности самок и наоборот.

В том случае, если представляющие конкретное потомство особи мужского пола были больше склонны к гомосексуальности, их «сестры», наоборот, оказывались более плодовитыми. Они откладывали больше яиц и производили на свет больше потомства. Иными словами, репродуктивная функция самок Callosobruchus maculatus возрастала прямо пропорционально числу самцов, склонных к гомосексуальному поведению.

Исследование подтверждает ставший популярным в последние годы тезис о том, что определяющие склонность к однополым связям гены не исчезают потому, что способны дать некоторым видам эволюционное преимущество.

Ранее, напомним, другая группа ученых, представляющая Ульмский университет, попыталась выяснить природу гомосексуальности на примере жуков-могильщиков (Nicrophorus). Одним из итогов исследования стало подтверждение «теории порога». В том случае, если количество самок оказывалось небольшим (эксперимент проводился в специальной лаборатории), самцы Nicrophorus пытались спариться с первым попавшимся насекомым, что в конечном итоге увеличивало частоту гомосексуальных связей. Однако количество таких случаев уменьшалось, если рядом оказывалось больше самок жуков-могильщиков.

В рамках еще одного исследования специалисты из Нортвестернского университета решили выяснить, чем именно обусловлена гомосексуальность. Оказалось, что склонность к однополой любви у человека только частично зависит от генетики.