Ученые: глобальное таяние ледников угрожает радиоактивным загрязнением - Naked ScienceNaked Science
16 апреля
Naked Science

Ученые: глобальное таяние ледников угрожает радиоактивным загрязнением

Международная группа ученых показала, что большие объемы радиоактивных частиц, оставшиеся от испытаний ядерного оружия, могут высвободиться из продолжающих таять ледников.

iceberg0

Ученые обследовали ледники разных регионов — Альп, Кавказа, канадской Британской Колумбии, Антарктиды и Арктики (в Гренландии, Исландии и на острове Шпицберген). Авторы искали радиоактивные частицы в криоконите — мельчайшей пыли, которая постоянно оседает на поверхность льдов и сохраняется в них. Радионуклиды были обнаружены в 17 участках — в количестве, в десять раз превышающем их содержание по соседству с ледниками. По словам ученых, эти льды оказались одними из самых загрязненных радиацией мест на планете, помимо ограниченных зон тяжелого заражения.

Очевидно, что загрязнение связано с многочисленными испытаниями и взрывами, которые проводились вплоть до 1960-х, а также с рядом масштабных катастроф, включая Чернобыль и Фукусиму. Высвобождаясь при таянии, радионуклиды способны попадать в организмы живых существ; так, особенно опасный америций-241 легко растворяется в воде и с ней может поступать в пищевую цепочку — вплоть до человека.

Ученым удалось создать без проведения экспериментов материал, обладающий невероятной сжимаемостью и прочностью.