Ученые: часть тундры Ямала стала «пустыней» — Naked Science
04.05.2017

Ученые: часть тундры Ямала стала «пустыней»

6% тундры Ямала стали пустыней - из-за вытаптывания оленями

olen

На полуострове уже почти не осталось зимних пастбищ, снизилось количество зеленых, кустарниковых оленьих кормов, из-за чего в два раза уменьшился и вес северного оленя. Тем не менее, их все еще очень много. Если не произойдет снижение численности этих животных, площадь опустынивания Ямала будет неуклонно расти.

«Пастбища могут выдержать только определенное количество животных, есть специальное понятие — “оленеемкость пастбищ”. Если пятьдесят лет назад она составляла цифру десять оленей на гектар в сутки, то сегодня всего лишь два — снижение в пять раз. Переизбыток оленей сказался на растительном покрове, есть участки, где его практически нет. Сегодня примерно 6% территории Ямала — чистые пески, это больше, чем территории, которые отчуждаются под разработку нефтяных и газовых месторождений», — заявил журналистам директор Института экологии растений и животных Уральского отделения (УрО) РАН, член-корреспондент Владимир Богданов.

Институт экологии растений и животных УрО РАН проводит геоботаническое обследование оленьих пастбищ лесотундры и южной тундры Ямальского полуострова. В результате ученые надеются получить карту предельной численности оленей. Уже сегодня специалисты отмечают, что для восстановления пастбищ понадобится не менее пятидесяти лет.

Помимо уничтожения трав, запасы которых за последние годы снизились вдвое, перевыпас домашнего скота мог стать одной из причин распространения сибирской язвы, впервые за 85 лет зафиксированной летом прошлого года на Крайнем Севере. Тогда погибли более 2,5 тыс. оленей, были госпитализированы 97 человек и погиб один 12-летний подросток.