Ученые: муравьи готовят «лекарства» для защиты колонии от инфекции — Naked Science
16.03.2017

Ученые: муравьи готовят «лекарства» для защиты колонии от инфекции

Ученые впервые показали способность муравьев работать «фармацевтами» – перерабатывать природную смолу, чтобы приготовить средство с высокой противогрибковой активностью.

ants

Чем лучше мы узнаем о внутренней жизни муравьиных сообществ, тем больше мы находим аналогий с нашим человеческим социумом. Так, помимо рабочих и строителей, цариц и солдат, нянек и разведчиков у них существуют и «фармацевты». К такому выводу пришли ученые, исследующие лесных муравьев Formica paralugubris. Об этом в журнале Ecology and Evolution пишут Мишель Шапуиза (Michel Chapuisat) и его коллеги из швейцарского Лозаннского университета.

Эти муравьи живут большими сообществами, численность которых может достигать сотен тысяч особей. Они строят гнезда-муравейники, поддерживая в них стабильно теплую температуру и достаточно высокую влажность. Все это делает их колонии замечательной средой для распространения бактериальных инфекций. Большинство представителей рода Formica борются с ними, соблюдая гигиену, тщательно очищая и помещения муравейника, и друг друга. Однако некоторые виды нашли еще более изощренные «медицинские» подходы.

Ученые обратили внимание на то, что муравьи Formica paralugubris используют древесную смолу для борьбы с паразитическими грибками, которые представляют для них смертельную опасность. Лабораторные эксперименты показали, что смола, собранная непосредственно с дерева, на 50 процентов менее эффективна в борьбе с грибком Metarhizium brunneum, чем смола, забранная из муравейника. Это навело исследователей на мысль о том, что в гнезде с ней происходит нечто, усиливающее ее противогрибковые свойства.

Тогда они провели детальный анализ состава смолы из муравейника, обнаружив, что здесь она обогащается муравьиной кислотой, а также – в меньшей степени – янтарной. И действительно, вымочив ту же смолу в муравьиной кислоте, ученые показали, что в такой комбинации противомикробный эффект заметно повышается. В этом муравьи удивительно похожи на людей. Они также собирают «природную» субстанцию и обрабатывают ее самостоятельно синтезированным веществом, получая лекарственный препарат высокой эффективности.