Маленькие агрессивные муравьи защитили крупных и спокойных - Naked ScienceNaked Science
24.02.2017, 12:29
Naked Science

Маленькие агрессивные муравьи защитили крупных и спокойных

Ученые показали наличие мутуализма между двумя видами муравьев, один из которых выступает в роли защитника, другой — строителя муравейника.

gettyimages-77443386

Мутуализм представляет собой форму взаимовыгодного сожительства, распространенную среди растений и животных. Часто одна из сторон в этом случае выступает в роли защитника от врагов, другая — в роли поставщика пищи. Например, муравьи вида Philidris nagasau, обитающие на Фиджи, могут выращивать растения рода Squamellaria, которые, в свою очередь, снабжают насекомых соком.

В новой работе ученые из Левенского католического университета (Бельгия) и других учреждений проанализировали взаимоотношения муравьев Platythyrea conradti и Strumigenys maynei. Первые могут достигать 15 миллиметров в длину и строят гнезда на деревьях. Материалом для гнезда служит лесная подстилка, в стенках которой живет большое количество съедобных для муравьев организмов. В отдельных камерах того же муравейника обитают 2,5-миллиметровые S. maynei, которые питаются более мелкими организмами.

Наблюдения показали, что оба вида муравьев не маскируют свой запах, вероятно, зная о существовании друг друга и не нападая на сожителей. При этом P. conradti и S. maynei выполняют разные роли: крупные муравьи выступают в качестве строителей и хозяев муравейника, избегая вместе с тем прямой конфронтации с маленькими, тогда как последние ведут себя агрессивно и защищают гнездо от внешних угроз.

По словам ученых, причины возникновения такого мутуализма неизвестны. Предполагается, что касты солдат и рабочих в популяциях обоих видов незначительны, и сожительство позволяет компенсировать этот недостаток.

Результаты работы опубликованы в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology.

Видеосюжет об исследовании / ©New Scientist