У карликовой планеты Хаумеа обнаружили кольца — Naked Science

У карликовой планеты Хаумеа обнаружили кольца

Карликовая планета Хаумеа оказалась еще интереснее, чем считали ученые. Она не только вращается быстрее любого другого крупного тела Солнечной системы, но при этом еще удерживает пару спутников. Теперь у нее нашлась и система колец.

haumea

Лишь недавно астрономы окончательно убедились в том, что у Плутона – в отличие от многих крупных небесных тел во внешних областях Солнечной системы – нет собственной системы колец. Зато их нашли у расположенной еще дальше карликовой планеты Хаумеа. Если вспомнить, что кольца имеются у всех внешних планет – от Сатурна до Нептуна, и даже у астероидов-кентавров, расположенных за орбитой Юпитера, – то Хаумеа продолжает это правило.

Орбита Хаумеи еще больше, чем у Плутона: полный оборот вокруг Солнца карликовая планета делает более чем за 280 земных лет. Самой главной особенностью ее можно назвать скорость вращения вокруг собственной оси. По этому показателю Хаумеа – чемпион Солнечной системы, далеко обошедший прочих претендентов, один оборот она делает за 3,9 часа, из-за чего вытянута, как 2000-километровый мяч для регби. Впрочем, быстрое вращение затрудняет и работу ученых, так что форма, размеры и альбедо Хаумеи установлены не слишком надежно.

В январе 2017 г. астрономы воспользовались прохождением Хаумеи на фоне далекой звезды URAT1 533− 182543 и провели наблюдения за ней с помощью сразу нескольких европейских обсерваторий. Работу международной команды координировал Хосе-Луис Ортис (José Luis Ortiz) из Астрофизического института Андалузии, который, кстати, был одним из первооткрывателей карликовой планеты в 2005 г. Результаты представлены в статье, опубликованной журналом Nature.

Особенности затмения звезды позволили уточнить размеры Хаумеи (по длинной оси эллипсоида он набирает 2322 км, по короткой – 1704 км) и указали на наличие кольца шириной 70 км и радиусом 2287 км. Авторы отмечают, что вращается оно втрое медленнее вытянутой планеты под ним. Неожиданной находку не назовешь: считается, что рекордно быстрое вращение карликовой планете придало столкновение с каким-то другим объектом, в результате чего у Хаумеи образовалось два небольших спутника. Неудивительно, что удар оставил на орбите и некоторое количество обломков, сложивших кольцо.