10.07.2014
Редакция Naked Science

Трагедия Любы и Хромы

У ученых появились новые данные о знаменитых мамонтятах – Любе и Хроме, которые на сегодняшний день являются самыми сохранившимися из представителей этого вида млекопитающих.

short-lives-violent-deaths-two-ct-scanned-siberian-mammoth-calves-yield-trove-of-insights-Lyuba-orig-20140708

Учеными из США, Франции и России впервые была проведена компьютерная томография этих мамомнтят. Помимо того, что у исследователей теперь есть информация о развитии их скелета, была выяснена и причина гибели Любы и Хромы.

Однако немного истории. Знаменитого мамонтенка Любу в окрестностях реки Юрибей, что на Ямале, нашел один из оленеводов. Жену его звали Люба – мамонтенка назвали в честь нее. А вот вторая находка оказалась особью мужского пола, и нашли ее в 2008 году возле речки на северо-востоке Якутии. Река носит название Хрома – так и назвали мамонтенка. Хрома оказался чуть менее целым, чем Люба: животные успели обглодать ему хобот и немного шеи, однако все равно, эта находка является одной из самых сохранных на сегодняшний день. Оба мамонтенка настолько хорошо сохранились, что специалисты называют их даже не останками, а самыми настоящими мумиями. В теле Хромы ученые даже обнаружили свернувшуюся кровь и молоко, которое не успело перевариться в его желудке. Между тем, и Хроме, и Любе уже около 40 тыс. лет.

В связи с такой замечательной сохранностью, специалисты даже побоялись извлекать из их тел какие-либо образцы. К счастью, помогла компьютерная томография. С ее помощью удалось «просветить» обе мумии и увидеть их внутренности, не разрезая их.

Кстати, для Любы – это уже не первое «обследование». Ее уже сканировали в Америке и в Японии. Однако это было сделано на медицинском томографе и в связи с большими размерами тела – Любу не смогли поместить в томограф целиком. Полный снимок был сделан в 2010-м в лаборатории на автозаводе «Форд». Вообще, этот сканер предназначен для автомобилей, для того, чтобы искать в них скрытые дефекты, и вряд ли его создатели когда-нибудь могли подумать, что вместо машины в их приборе окажется ископаемое животное. А вот Хроме на автозаводе бывать не приходилось, хотя его тело тоже сканировали, но сделано это было в одной из больниц Франции. Благодаря же исследованиям зубов, сделанным в Мичиганском университете, было обнаружено, что на момент смерти Любе было около месяца от роду, Хрома был чуть старше – ему было почти 2 месяца. Интересно, что оба малыша родились весной.

Но на этом совпадения их судеб не закончились – ученые выяснили, что и тот, и другой мамонтенок захлебнулись илом. В их дыхательных путях была обнаружена некая мелкозернистая масса.

Компьютерная томография черепов мамонтят