Как появился кофеин и зачем он нужен — Naked Science

Как появился кофеин и зачем он нужен

Ученые выяснили, откуда у растений появились «кофеиновые» гены. Другой важный момент подобных исследований – зависимость, которую вызывает кофеин.

0_IndianCoffee011A

Ученые описали геномную последовательность конголезского кофе (также известного как робуста), на долю которого приходится примерно 20% от всего мирового производства. Робуста весьма неприхотливое растение и может прижиться там, где аравийский кофе (самый популярный вид) существовать не сможет.

А еще конголезский кофе имеет богатый набор ферментов, участвующих в выработке кофеина – так называемых N-метилтрансфераз. Именно вокруг последних было построено исследование.

Как выяснилось, такие ферменты имеют много общего с другими «кофейными» генами, а вот на ферменты какао или чая они не похожи. По мнению ученых, это говорит о том, что кофейное дерево само научилось вырабатывать кофеин. Ранее считалось, что эта способность была унаследована от общего предка всех растений.

Другой интересующий ученых вопрос звучит так: а зачем нужен кофеин самому растению? На этот счет было выдвинуто несколько версий. Например, кофеин может служить для отпугивания вредных насекомых, а также подавления роста других растений, создающих конкуренцию. Занятней звучит другая гипотеза. Исследование показало, что у насекомых, которые опыляют растения с кофеином, появляется некая зависимость от него. Они вновь и вновь прилетают за «добавкой». С результатами исследования также можно ознакомиться в журнале Science

Согласно представленным данным, российских специалистов исключили из экспертной группы, которая обсуждает перспективы создания новой станции на орбите Луны. Ранее стало известно о противоречиях технического характера, возникших между Россией и Западом.