13.10.2018
Редакция Naked Science

Телескоп «Чандра» перешел в безопасный режим

Еще один телескоп NASA прекратил научную работу. По крайней мере на какое-то время.

1200px-chandra_artist_illustration1

Рентгеновская обсерватория «Чандра», изучавшая Вселенную в высокоэнергетическом свете с 1999 года, перешла в защитный «безопасный режим» 10 октября, как сообщают представители NASA.

«Все системы работали должным образом, научные инструменты в безопасности, — написали представители агентства 12 октября. — Причина перехода в безопасный режим (возможно, она связана с гироскопом) изучается, как только у нас появится больше информации, мы ее опубликуем».

Гироскопы помогают космическим аппаратам сохранять правильную ориентацию в пространстве. Если состояние «Чандры» связано с неисправным гироскопом, обсерватория не одинока в своей проблеме: гироскоп послужил причиной перехода в безопасный режим и космического телескопа «Хаббл».

Снимок скопления Персея в видимом и рентгеновском спектре / © X-ray: NASA/CXO/Oxford University/J. Conlon et al. Radio: NRAO/AUI/NSF/Univ. of Montreal/Gendron-Marsolais et al. Optical: NASA/ESA/IoA/A. Fabian et al.; DSS

«Чандра» и «Хаббл» не единственные из известных космических аппаратов NASA, испытывающие проблемы. Экзопланетный телескоп «Кеплер», обнаруживший около 70 процентов из всех известных планет вне Солнечной системы, практически истратил все свое топливо. Космический аппарат отключали несколько раз за последние месяцы, чтобы удостовериться в том, что «Кеплеру» хватит топлива на поворот к Земле и отправку полученных данных.

У космического аппарата Dawn, вышедшего на орбиту карликовой планеты Цереры в марте 2015 года, также почти нет топлива. Полностью оно может закончиться уже в этом месяце, как утверждают члены команды. До выхода на орбиту Цереры зонд облетел протопланету Веста. На сегодня это единственный космический аппарат, вышедший на орбиту двух тел за пределами системы Земля — Луна.

Не стоит забывать и о марсоходах Космического агентства. «Оппортьюнити» не выходил на связь с 10 июня — с тех пор как пылевая буря перекрыла солнечный свет, который питал солнечные батареи ровера. Проблемы с памятью «Кьюриосити» вынудили команду переключить его на запасной компьютер.

Вышеперечисленные проблемы не приговор, так как все эти аппараты значительно превысили изначальные требования и находятся в режиме расширенных миссий. К тому же некоторые из них могут через какое-то время возобновить работу.

Например, у «Хаббла» есть еще два рабочих гироскопа, а сам он может функционировать даже с одним. «Кьюриосити» может работать на запасном «мозге» при необходимости. Марсианские ветры способны сдуть пыль с панелей «Оппортьюнити», тем самым позволив его батареям зарядиться. А насчет «Чандры» представители NASA настроены крайне оптимистично.

По заявлению представителей агентства, ожидается, что «Чандра» сможет вернуться к научной работе на долгие годы.